Издана книга Полины Богдановой о драме как отражении цивилизации

На фото — Юрий Бутусов в спектакле «Человек из рыбы» по одноимённой пьесе Аси Волошиной © Екатерина Цветкова

Завтра, 4 июня, в московском Центре Гиляровского пройдёт презентация книги Полины Богдановой «Трансформации драмы в истории: структуры порядка и структуры хаоса», выпущенной в «Театральной серии» издательства «Новое литературное обозрение» («НЛО»).

Театровед Полина Богданова, специалист по театру XX-XXI веков, давно сотрудничает с «НЛО». Здесь вышли её книги «Логика перемен: Анатолий Васильев между прошлым и будущим», «Режиссёры-шестидесятники» и «Режиссёры-семидесятники: культура и судьбы». В своей новой работе Богданова предлагает читателю выйти далеко за рамки новейшей истории и проследить путь развития драмы от античности до наших дней. Однако «Трансформации драмы…» — не просто исторический дайджест, а концептуальное исследование, в котором автор через смену, чередование и метаморфозы двух драматических структур — открытой и закрытой — осмысляет не только и не столько историю драматургии, театра и искусства, сколько историю культуры и даже цивилизации в целом. По мнению Богдановой, тип драмы, который становится ключевым в ту или иную эпоху, может многое объяснить в этой эпохе за пределами театра как такового.

«Как и все художественные жанры, драма на протяжении уже двух с половиной тысячелетий — от Античности до наших дней — проходит через различные трансформации, — говорится в аннотации. — Это трансформации двух драматических структур — замкнутой и открытой или, иначе, структуры порядка и структуры хаоса. Первая совпадает с периодами жёсткой организации социума, наличия центра в виде верховной власти, наличия законов, определённости общественных отношений, господства логики, жизненной активности людей. Вторая — с периодами раздробленности, кризиса общественной морали, углублённости людей во внутренний мир и частную жизнь, неопределённости жизненных положений, иррациональными течениями в искусстве и философии. В своей книге Полина Богданова прослеживает все этапы трансформаций этих структур на протяжении европейской истории, а также анализирует законы, по которым структуры сменяют друг друга. Этот „рисунок“ превращений помогает пролить свет на существование не только исторических, но и неких надисторических принципов развития искусства».

Выделяя в отдельную главу исследование древнегреческой драматургии — «космической гармонии и космического хаоса», — далее Богданова прослеживает «логоцентрический» путь драматических структур от Средневековья до наших дней, показывая это движение на конкретных примерах. Отправной точкой становится стиль отечественного и европейского искусства, что иногда даёт возможность для «неочевидных» сопоставлений (например, Горького и Арбузова). Завершается «путешествие по временам» обращением к зарубежному и «постсоветскому» постмодернизму на примере Тома Стоппарда, Сары Кейн, Павла Пряжко и Аси Волошиной.

«Драма — та частная художественная структура, которая глубоко и наглядно отражает общую художественную и внехудожественную структуры мышления конкретной эпохи, — формулирует Полина Богданова в первой части книги. — Через движение и трансформацию драматических структур на протяжении большого периода времени, точнее говоря, на протяжении развития всей цивилизации, можно объять целостную картину жизни этой самой цивилизации, увидеть её рождение и смерть, которые составляют жизнедеятельность цикла. А цикл имеет своё начало и свой конец, он развивается в определённых параметрах и границах. Поэтому тут напрашивается апелляция к концепции Освальда Шпенглера о закате Европы. Развитие драмы от античности до XXI века этот вывод как раз и подтверждает.

В общем, для того, чтобы понять движение жанров, в данном случае драматического, на протяжении истории, недостаточно апеллировать только к вопросам содержания, идей, стиля, то есть пользоваться только историческим описательным подходом — необходимо найти некие общие основания бытования жанра в различные эпохи (циклы). Вполне возможным в связи с этим является структурный подход. Он даёт целостный взгляд не только на движение драмы во времени, но и на закономерности этого движения, что очень важно, поскольку эти закономерности открывают не картину хаотических, случайных изменений драмы от эпохи к эпохе, а наличие некоего постоянного механизма этих изменений, некоего универсального закона трансформаций жанра в истории и культуре».

В презентации в Центре Гиляровского, которую «НЛО» организует совместно с Музеем Москвы и книжным магазином «Порядок слов», примут участие Полина Богданова и театровед, куратор образовательных программ Электротеатра «Станиславский» Кристина Матвиенко. Посетить эту встречу можно бесплатно по предварительной регистрации.

Отметим, что в числе недавних изданий «Театральной серии» — книга Дмитрия Крымова «Курс. Разговоры со студентами» и исследование Наталии Якубовой «Между эмансипацией и „консервативной революцией“. Женщины в театральных проектах Гуго фон Гофмансталя».

Комментарии
Предыдущая статья
В МТК появится оригинальный мюзикл о путешествии Нильса с гусями 01.06.2024
Следующая статья
6-е заседание по делу Беркович и Петрийчук: зачитали стенограмму спектакля и допросили Тихоновец 01.06.2024
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.