7 сентября в историческом здании БДТ прошёл сбор труппы. Художественный руководитель театра Андрей Могучий рассказал о планах на сезон, а представитель министерства культуры Сергей Подольский — о времени окончания ремонтных работ, которые ведутся на Фонтанке, 65 уже порядка двух лет и потребовали закрытия здания с апреля 2021 года.
Андрей Могучий начал разговор с труппой в Греческом (Блоковском) фойе с информации о текущем ремонте. Напомним, что в апреле 2021 года здание на Фонтанке, 65 закрылось для продолжения работ по гидроизоляции подвала и ремонта крыши, что стало очередным этапом ликвидации последствий некачественной реконструкции 2011-2014 годов. Заказчиком работ выступает Министерство культуры РФ. Подрядчиком — АО «Ренессанс-Реставрация». «Я наблюдаю за тем, как работают строители, — сказал Могучий. — Каждый день, уходя из театра в позднее время, я вижу, что работа идёт полным ходом. Так что есть надежда, что всё будет сделано качественно, и уже в ноябре мы сможем вернуться в наш дом».
Журнал ТЕАТР. попросил Сергея Подольского, осуществляющего по поручению минкульта технадзор за работами в театре, дать экспертное заключение по поводу нынешнего состояния подвала. «Основная задача, которая была поставлена — отсечь поступление воды в подвальные помещения. Она выполнена в полном объёме: все пустоты закачаны, сделаны гидроизоляционные мембраны, которые сдерживают все грунтовые воды и, в том числе, потоки подземных рек, — рассказал Подольский. — Никакого поступления воды на сегодняшний день не наблюдается. Сейчас, в течение двух-трёх недель стабилизируются грунты — и мы вернём все помещения в состояние, пригодное для эксплуатации. Подвижки фундамента — возможны, поэтому на всех без исключения зданиях мы наблюдаем микротрещины, от них никуда не деться».
На вопрос, существует ли риск, что микротрещины будут увеличиваться, Сергей Подольский ответил: «Увеличиваться они не будут, это однозначно».
По словам Подольского, площадь пола, на которой проводились работы по гидроизоляции, составляет 2700 квадратных метров, площадь стен — около 2000 квадратных метров.
В свою очередь, директор БДТ Татьяна Архипова уточнила, что и после возвращения театра в историческое здание в нем продолжатся отделочные работы, которые не помешают полноценному функционированию театра. Также она напомнила, что отделочные работы по кровле будут проходить до декабря 2022 года.
Насколько БДТ удовлетворён работой, по словам директора, можно будет ответить, только когда начнется тотальная эксплуатация здания. Но, по словам Татьяны Архиповой, она верит в лучшее, поскольку минкульт осуществляет такой серьезный, доскональный контроль, который можно пожелать любому подведомственному театру.
Что касается творческих планов БДТ, то его художественный руководитель Андрей Могучий объявил, что новый, 104-й сезон театр откроет большими гастролями в Москве. В гастрольной афише — 9 названий, о которых журнал ТЕАТР. писал отдельно.
Две из грядущих премьер, по словам Могучего, — это планы, которым помешала пандемия: «Елизавета Бам» Оскараса Коршуноваса (Литва) и «Преступление и наказание» Мотои Миуры (Япония). Оба режиссёра будут работать со своей постановочной командой. Кроме того, сам Могучий на большой сцене начнёт репетировать спектакль по Шукшину с Ниной Усатовой (к юбилею актрисы). А в Каменноостровском театре уже началась работа над спектаклем с оригинальным музыкальным (джазовым) решением по книге «Завирухи Шишова переулка. Василеостровские притчи» главного художника БДТ Эдуарда Кочергина (кто займётся режиссурой — пока интрига, но известно рабочее название постановки: «Праздник мыльных пузырей»). Кроме того, в БДТ выйдет третий спектакль Романа Мархолиа со Светланой Крючковой — по «Привидениям» Генрика Ибсена.
На вопрос журналистов о том, появятся ли на сцене в новых ролях корифеи БДТ Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили, Андрей Могучий ответил, что это будет зависеть от их желания и самочувствия. «Оба они перенесли коронавирус. Алиса Бруновна уже вышла на сцену и играет, Олег Валерианович более осторожен, но я чувствую, что и он уже готов работать», — сказал худрук БДТ.
Также в БДТ продолжится экспериментальный проект «Четыре. Современная режиссура в Каменноостровском театре», объединивший молодых, но уже опытных режиссёров, которые в течение трёх лет реализуют собственные проекты, не ограничивающиеся постановкой одного спектакля. Режиссёр Евгения Сафонова поставит спектакль по роману Джона Максвелла Кутзее «Бесчестье», а режиссёр Денис Хуснияров — вторую часть театрального сериала «В поисках утраченного времени» по роману Марселя Пруста (драматург Ася Волошина). Третий режиссёр четвёрки, Кирилл Вытоптов, чья программа связана с освоением легкого жанра на классической сцене, должен, по словам Могучего, выпустить следующий — после спектакля «Водевиль Дилетант» — проект, но название его пока неизвестно. Планы же Александра Молочникова, который должен был стать четвертым участником проекта, пока и вовсе не ясны, так что его фамилия на сборе труппы даже не звучала. Андрей Могучий лишь оговорился, что не слишком доволен тем, как идёт проект.
До конца года в репертуаре БДТ появятся дипломные спектакли выпускников режиссёрской мастерской Андрея Могучего. Первой премьерой станет спектакль для семейного просмотра «Чёрная скрипочка» по сказке Ульфа Старка, считающегося литературным преемником Астрид Линдгрен. Над спектаклем работает режиссёр Фамил Джавадов, премьера состоится 30 октября на Второй сцене БДТ. На Малой сцене БДТ пройдет премьера спектакля «Джордж Каплан» режиссёра Арсения Бехтерева по пьесе современного французского драматурга Фредерика Зоннтага. Также свои дипломные спектакли репетируют Арсений Мещеряков, Борис Заруцкий, Елизавета Дороничева и Глеб Пихлакас, которые тоже будут защищаться в театре своего Мастера, в БДТ. В то время как ещё один выпускник мастерской Могучего, Эдгар Закарян ставит дипломный спектакль в Театре на Малой Бронной в Москве. И это — ни больше ни меньше — «Гамлет».
Не секрет, что летом Андрей Могучий набрал новый режиссёрский курс на базе театра, который, по его словам, очень ему нравится. 19 новобранцев вывела к труппе БДТ для знакомства Лиза Дороничева.
В продолжение разговора о планах Могучий напомнил, что в этом сезоне впервые будут подведены итоги драматургического конкурса БДТ — Премии имени Дины Шварц, учреждённой в 2021 году к 100-летию со дня рождения легендарного завлита БДТ. По правилам конкурса, 1 октября экспертный совет премии, который в этом году возглавляет драматург Иван Вырыпаев, объявит шорт-лист премии. Приём заявок завершился 1 сентября — их поступило около 300. Далее участники приступят к написанию пьес специально для БДТ, а в апреле 2022-го года будет объявлена пьеса-победитель, которую театр принимает к постановке. Автор пьесы также получит денежный приз.
Особыми гостями театра на сборе труппы стали врачи. Лично смог присутствовать только один из них — заместитель директора по научной работе НИИ им. И.И. Джанелидзе Игорь Вознюк, которого Могучий представил коллективу, особенно отметив, что ни разу не было такого, чтобы этот человек на его звонок не снял трубку. «Помощь начинала поступать немедленно, как только была произнесена просьба», — сказал Могучий, выразив искреннюю благодарность всем врачам, которые присутствовали на сборе труппы как гости закрытой видеоконференции, поскольку борьба с коронавирусом, как все мы понимаем, ещё продолжается, и занятость врачей по-прежнему предельна. Врачи НИИ им. И.И. Джанелидзе и Северо-Западного окружного научно-клинического центра им. Л.Г. Соколова ФМБА России ,действительно, по словам Андрея Могучего, стали за прошедшие полтора года для БДТ практически родными людьми — именно они лечили заболевших коронавирусом артистов и сотрудников театра, помогали им восстановиться после выздоровления.
В завершение встречи художественный руководитель БДТ Андрей Могучий отметил особыми благодарностями восьмерых молодых артистов театра — Алену Кучкову, Геннадия Блинова, Юлию Марченко, Полину Маликову, Ольгу Ванькову, Сергея Галича, Александру Магелатову и Андрея Аршинникова — артистов, которые, по словам худрука, бросались на амбразуру, за один день вводились в спектакли, позволяя театру во время сложнейшего прошлого сезона продолжить существование в репертуарном режиме, несмотря на неизбежные проблемы, связанные с заболеваемостью артистов.