Найдена аудиозапись таировской “Чайки” с Алисой Коонен

Автор проекта «Старое радио» Юрий Метёлкин рассказал на странице подкаста о том, что найдена запись без преувеличения легендарного спектакля Александра Таирова, о существовании которой никто не подозревал.

«Если бы мне сказали, что я когда-нибудь найду знаменитый спектакль, таировскую „Чайку“ (премьера Камерного театра 1944 года), я просто бы не поверил, потому что никогда не слышал о том, что запись была, существовала. Мы здесь столько сетовали на тотальное уничтожение памяти всемирно известного режиссёра Александра Таирова…
В самом деле, ну каковы шансы были на её запись в зале театра. В 1944 году, в СССР, не было магнитофонов, способных увековечить длинный звук постановки. Но на то и чудеса, что они не спрашивают, а случаются, вопреки логике и здравому смыслу!» — пишет Метёлкин на странице «Старого радио».

«Концерт-спектакль», как называл «Чайку» сам Таиров, был поставлен в Камерном театре в 1944 году (запись, найденная Метёлкиным, сделана из зала в 1946 году). Аскетичное пространство, безбытность, современные костюмы и отсутствие грима акцентировали внимание на поэзии чеховского текста, избавляли спектакль от угрозы превратиться в тот театр, где «при вечернем освещении, в комнате с тремя стенами, эти великие таланты, жрецы святого искусства изображают, как люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки». Белое чучело чайки на фоне чёрного блестящего рояля становились лаконичной метафорой, которая завершала спектакль, выстроенный вокруг темы творчества — творчества как подвига. Разумеется, ключевой фигурой постановки была Нина Заречная в исполнении Алисы Коонен.

Выдающийся театровед Павел Марков, видевший «Чайку» своими глазами, писал, в частности: «Вероятно, нужна была очень большая смелость, чтобы найти неожиданный подход к „Чайке“, которую тогда ещё редко и без особого успеха играли на советской сцене и которая на русской сцене вообще не имела успеха после триумфальной победы её первого представления в МХТ».

Очевидно, «концерт-спектакль» в виде аудиоверсии — не только огромная художественная, историческая, театроведческая удача, но и редкий случай, когда запись «чистого» звука может уловить гораздо больший процент художественно и смыслово важного в спектакле, чем это обычно бывает в театре.

Напомним, несколькими годами ранее Юрий Метёлкин, кроме прочего, уже отыскал несколько уникальных записей голоса самого Александра Таирова — об этом и о деятельности Метёлкина в целом журнал ТЕАТР. рассказывал ранее.

Прослушать запись «Чайки» можно по ссылке. Продолжительность записи (чуть менее часа) равна продолжительности самого спектакля: выделяя в пьесе главное для себя, Таиров купировал текст.

Фото: teatrpushkin.ru.

Комментарии
Предыдущая статья
БТК создал фестиваль детских спектаклей по новым текстам 22.02.2019
Следующая статья
Спектакль “Eternal Russia” привезут в Вильнюс и сыграют восемь раз 22.02.2019
материалы по теме
Новости
В Пушкинском театре вернутся к незавершённой постановке Таирова
21 и 22 ноября в Московском драматическом театре имени Пушкина пройдут предпремьерные показы спектакля Евгения Писарева «Плохие хорошие» по комедии Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир». Официальная премьера назначена на 25 декабря.
Новости
Театр имени Пушкина открыл «сезон юбилеев» 2024–2025
Вчера, 10 сентября, в московском Театре имени Пушкина прошёл сбор труппы. Художественный руководитель театра Евгений Писарев рассказал о планах на юбилейный 75-й сезон и о том, как представляет себе дальнейшую жизнь коллектива.