Антиаватар

Премьера «Похищение» попала в афишу Театра.doc из ежегодного конкурса документальных проектов. Автор и исполнитель – актёр Константин Кожевников. Не так давно он ничего не знал о doc.
poh

Лет пять назад в его родном городе Верещагине в Пермской области была похищена девочка. Он лично знал соучастников: диджея Юрия Титова, с которым работал когда-то давно, и Валерия Верещагина, однокашника младших братьев.

Если в двух словах, то сынок градоначальника надавил на двух молодых ребят, чтобы те помогли ему украсть маленькую Дашу, дочь бизнесмена Старикова. Два дня спустя их накрыла милиция. Главный ещё мотает срок, а вот Верещагин и Титов уже на свободе. Так Кожевникову выпал шанс поговорить с обоими.

Театр от первого лица – или, если угодно, свидетельский театр, как предпочитает Михаил Угаров. Тот самый случай, когда говорят: «Это не театр!», а возразить вроде нечем. Актёр не переживает, не представляет, строго говоря, он и не актёр вовсе. Он выступает от себя самого. В той или иной авторской композиции.

На фестивалях России и мира, на московских экспериментальных площадках вроде Театра.doc и «Практики» – всё больше спектаклей такого формата.

Команда спектакля считает «Похищение» стэндап-детективом. Впрочем, любой подобный проект, если угодно, расследование (где свидетель, там и следствие). Но вспомним пилотную серию «Шерлока» BBC! Она тем и взяла, что великий сыщик и его напарник искали не столько убийцу, сколько ответы на собственные вопросы.

Надо отдать должное драматургу Екатерине Бондаренко, работавшей с этой историей: поначалу не покидает стойкое чувство, будто актёр ещё даже не начал, а только разогревается. Он взахлёб говорит о том, как придумал этот проект, как ездил в Верещагино изучать материал – но совсем не спешит переходить к сути. В Верещагино у него что ни день – то прокол. Бывший приятель-диджей бежит от разговора. Протоколы допросов в долгом ящике, и наш герой уже не то чтобы верит в успех предприятия. Кажется, он так и не узнает больше того, что напечатали газеты.

– И снова о том, как я поставил (или не поставил) свой спектакль! – дразнятся скептики. И ведь это действительно не редкость: артисты из немецкой группы She She Pop приводят в «Завещании» протокол репетиций с престарелыми отцами, Волкострелов в «Доме ветеранов сцены» – протокол своих встреч с обитателями дома. Без «кухни» эти проекты немыслимы, более того – «кухня» составляет их суть. Ведь, приступив, автор ещё не знает, что он ищет на самом деле. Лишь окончив работу, он поймёт, чего ради она затевалась: то, что увлекает его в начале, он знает только понаслышке, но, погружаясь в предмет, видит уже иную цель. Об этой перемене, естественной для любого художника, режиссёры свидетельского театра говорят на публике.

След вывел Константина Кожевникова не туда – и автор на сцене свидетельствует с оглядкой на пройденный путь, превращая собственное расследование в сюжет своего рассказа. Работа над спектаклем – это движение к реальности. А разве документальный театр ставит иную цель, кроме как с нею встретиться?

Случай свёл Кожевникова с отцом Даши Стариковой – разговорить его было легче, чем похитителей. От беседы осталось несколько страшных страниц-воспоминаний, и актёр добросовестно их зачитывал.

Но даже без них спектакль терял бы немного. Ведь вместо детектива получилась театральная автобиография. Почти «Человек.doc». Отступления и подробности из жизни исполнителя перестали под конец казаться случайными. Незавидные рольки в детском театре, домашняя суета, наконец, страх неудачи – зачем ввязался? – все эти личные детали не разбавляют рассказа, в них, напротив, самая соль. Почему я снова здесь, в городе детства? Стоит ли мне заканчивать работу? Что стало бы со школьной любовью, сложись всё иначе? Будь я на месте старых товарищей, пошёл бы на преступление?

Избегая чужих секретов, скажу: на последний вопрос Кожевников отвечает не самым лестным для себя образом. Но лучше это услышать лично от него.

Фото: TimeOut

Вы спросите, чего тут особенного? А вспомните фокусника. Ап! – и его часы у вас в кармане. Кожевников между делом просит зрителей раскрыть паспорта на последней странице. Вот – взгляните-ка – метка той фабрики, мимо которой он идёт на встречу со злополучным диджеем-киднэппером. Гознак, Пермь. Ловкость рук и в самом деле никакого мошенничества.

Гляньте паспорт, это и вас касается. Художественная реальность «свидетельского театра» много шире любой другой, она безгранична. Google выдаёт на запрос фамилий преступников кучу новостных ссылок. Хоть бери билет – и в Пермь.

Один политик средней руки говорит, что «Аватар» никогда не заменит театра. Вдох-выдох. Можете не волноваться – не заменит.

А если я всё-таки спрошу: что театр предложит в эпоху 3D, цифрового кино и всемирной сети? Где его место в новом мире? Эксперименты по скрещиванию театра с лазерным шоу и всякими мультимедиа – смелая, но безуспешная попытка, которая толкает меня как раз к обратному выводу: в новой сверхтехнологичной вселенной спектакли играть нелепо. Однако даже в ней незаменим театр, который жертвует зрелищем и даже искусством притворства для главного своего преимущества. Оно – в переживании непосредственных контактов. С человеком, с историей, с пространством. Добыча нефти, ветераны сцены, синдром Дауна  – стараниями искусства все это узнают как жизнь, а не только как инфоповод. Вот и выходит, что если прежде театр был обманом, то сегодня он реальней, чем наша цифровая реальность.

Комментарии
Предыдущая статья
Афиша на 15–28 февраля 14.02.2013
Следующая статья
Добро и зло тридцать лет спустя 14.02.2013
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…