В Санкт-Петербурге откроется выставка о русском театральном экспрессионизме

Сцена из оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», 1934. Фото предоставлено пресс-службой

С 11 июля по 23 сентября в филиале Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства – Шереметевском дворце – Музее музыки будет проходить выставка «Земля дыбом. Из истории русского театрального экспрессионизма».

Масштабная выставка Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства впервые демонстрирует в залах Шереметевского дворца раритеты, относящиеся к этому яркому и трагическому течению в искусстве XX века. В названии выставки – напоминание о знаменитом спектакле Всеволода Мейерхольда (1923), поставленном по одноименной пьесе Сергея Третьякова – переделке экспрессионистской драмы Марселя Мартине «Ночь».

«Проект «Земля дыбом» прослеживает пути театрального экспрессионизма в России и, в частности, в Петрограде-Ленинграде от зарождения до исчезновения этого направления в середине 1930-х годов. Явление, которое мы называем экспрессионизмом, охватывает произведения по признакам не столько формальным, сколько эмоциональным: экспрессионизм – это взрывы эмоций, страстей. Создатели экспрессионистских спектаклей сознательно деформировали реальность для максимально острого выражения душевной жизни героев», – отмечают организаторы.

Первые стилеобразующие признаки экспрессионизма обнаруживаются еще в недрах символизма и футуризма, в постановках «Саломеи» Оскара Уайльда, «Анатемы» и «Жизни человека» Леонида Андреева, «Победы над солнцем» и «Владимира Маяковского».

После колоссальных тектонических сдвигов революционного 1917 года спектакли петроградских и московских театров отразили тот новый жизненный опыт, который коснулся каждого жителя страны. Многие театры обращаются к пьесам европейских экспрессионистов Георга Кайзера, Карела Чапека, Вальтера Газенклевера, Эрнста Толлера, в которых они находят черты, созвучные реалиям эпохи.  Музей представляет материалы, связанные с этими постановками – эскизы художников Юрия Анненкова, Натана Альтмана, Моисея Левина, Владимира Дмитриева, Александра Рыкова, фотографии сцен из спектаклей, макеты, костюмы и другие театральные раритеты.

Особняком стоят произведения музыкальных театров – балеты Леонида Мясина для Дягилевской труппы Ballets Russes в декорациях Михаила Ларионова, а также шедевры советских театров: балет «Красный вихрь» на музыку Владимира Дешевого (сценография Леонида Чупятова), оперы «Воццек» Альбана Берга (сценография Моисея Левина), «Прыжок через тень» Эрнста Кшенека и «Дальний звон» Франца Шрекера (обе в декорациях и костюмах Владимира Дмитриева). Отдельный сюжет экспозиции связан с экспериментальным проектом «Ревизор», осуществленным режиссером Игорем Терентьевым и группой учеников Павла Филонова в Театре Дома Печати в 1927 году. Безусловный интерес представят материалы, связанные с творчеством одного из самых ярких актеров того времени Михаила Чехова.

Последняя постановка, стилистически относимая к экспрессионизму, – опера «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича в театре МАЛЕГОТ в оформлении Владимира Дмитриева – была создана в 1934 году.

Выставка «Земля дыбом. Из истории русского театрального экспрессионизма» основана на материалах из фондов Музея театрального и музыкального искусства. Это прежде всего эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы, рукописи и документы, афиши спектаклей. Украшением любой экспозиции являются объемные материалы – макеты декораций, сценические костюмы. Костюмы 1920-х годов плохо  сохранились. Тем ценнее выглядят платья главных героинь, исполненные по эскизам Владимира Дмитриева к спектаклю «Прыжок через тень» в 1927 году. Выставку дополняют материалы из Центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, посвященные московским экспрессионистским постановкам, документы из Государственной театральной библиотеки, а также макеты и рисунки из музеев БДТ, Мариинского и Михайловского театров. Атмосферу Петрограда – Ленинграда 1920-х годов должны передать фрагменты документальных фильмов того времени.

Экспонаты выставки представлены в солидном альбоме-каталоге, снабженном развернутыми научными статьями о путях экспрессионизма в русском театре начала XX века.

Комментарии
Предыдущая статья
Умер Франко Дзеффирелли 16.06.2019
Следующая статья
Уильям Форсайт представит на Театральной олимпиаде камерные танцы 16.06.2019
материалы по теме
Новости
Бахрушинский и Исторический музеи представят совместную выставку
Исторический музей и Театральный музей им. Бахрушина готовят совместный проект — выставку «Источник вдохновения. Театральный и народный костюм», приуроченную к 125-летию Бахрушинского музея.
Новости
«Брусникинцы» и «Июльансамбль» станут частью «оптической иллюзии»
В Музее Москвы открывается выставка «Косморама XVIII», где рубеж 18-19 веков станет объектом переосмысления для современных художников и актёров.