Фарид Бикчантаев выпускает свою версию “Угасших звёзд”

На фото - сцена из спектакля "Угасшие звёзды". Фото с сайта Театра им. Г. Камала

Премьерные показы, которые пройдут в казанском Театре им. Г. Камала 14, 15 и 15 февраля, станут для спектакля единственными до конца сезона.

Пьеса «Угасшие звёзды» — не просто национальная классика и знаковый для Камаловского театра материал, но классика «в квадрате». «Угасшие звёзды» написаны в 1922 году Каримом Тинчуриным — одним из основоположников татарского театра, создателем нового жанра музыкальной драмы и, в частности, руководителя первого государственного татарского театра, который ныне называется Камаловским. Предшественник Фарида Бикчантаева на посту худрука, один из важнейших деятелей татарского театра Марсель Салимжанов ставил свою версию «Угасших звёзд» в 1971 году. Этот спектакль стал одной из самых любимых зрителями и ярких работ режиссёра. Спустя полвека после во многом знаковой для театра премьеры Бикчантаев возвращается к тексту Тинчурина — материалу с серьёзным «бэкграундом».

Действие написанной для нового театра пьесы происходит в 1914 году — начало Первой мировой становится принципиальным для «Угасших звёзд» событием, хотя действие происходит в татарской деревне, живущей в собственном замкнутом и самодостаточном мире по своим законам. Бытописательство, любование национальными традициями в их зрелищном воплощении Фарида Бикчантаева занимает далеко не в первую очередь: «экзотика» деревенского уклада начала ХХ века уступает место пульсации времени, проникающего даже в «герметичный» мир, и человеческих отношений, экзистенциальных вопросов, в конечном счёте, любви — именно любовная история, придающая «Угасшим звёздам» мелодраматический характер, определяет зрительский успех пьесы — гораздо больше, чем узко понятые «этнографические зарисовки». Тем не менее, как можно судить по анонсам «Угасших звёзд» Бикчантаева, они не будут лишены зрелищности — но она приобретёт иной оттенок, переместив фокус на самого человека — героя спектакля.

«Это произведение в постановке Салимжанова снискало славу ещё в 1970-е, — рассказывает завлит Камаловского театра Нияз Игламов. — Но времена изменились. Сегодня антимилитаристский пафос пьесы, усиленный темой доморощенного мистицизма и знахарства, звучит особенно актуально. Произведение богато этнографическими деталями и поэтической красотой, что даст возможность художнику реализовать свои самые смелые визуальные идеи, а труппе подарит возможность переосмыслить классические каноны. Структура пьесы удивительна тем, что в ней нет ярко выраженных героев-антагонистов. Сарвар и Исмагилю противостоит не Надир Махдум и даже не старуха-знахарка, но внеличностные категории — невежество, гибельный милитаризм, силы рока, что сближает „Угасшие звезды“ с античной трагедией».

Помимо режиссёра, над спектаклем работала большая команда: художник Сергей Скоморохов, художник по свету Тарас Михалевский, режиссёр по пластике Ольга Даукаева, автор аранжировок — группа Juna.

Комментарии
Предыдущая статья
Норильская лаборатория “Полярка” станет польской 12.02.2020
Следующая статья
В “Мастерской” сыграют “Анну Каренину” по пьесе Клима 12.02.2020
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.