Зона рассчитанного развлечения

Большой театр доказывает свое внимание к мировым трендам и брендам с последовательностью любимой нами четверки нью-йоркских старушек и обосновывает это с рациональностью Патрика Бэйтмена.
Вот и главной балетной премьерой театра в прошедшем сезоне (ближайшие спектакли 10, 11 и 12 октября) стал станцованный всеми мейджорами «Онегин» Джона Крэнко на музыку Петра Ильича Чайковского, который входит во все топы и гала-концерты и является самым очевидным выбором для балетной компании, ищущей что-то трехчасовое, сюжетное и костюмное, если все классическое наследие уже есть в репертуаре.

Большой подкрепил значимость мероприятия обилием звездных составов и активной рекламной компанией, подключающей потенциальных зрителей к перипетиям многолетних переговоров с фондом Крэнко . Глобальное паблисити событию обеспечивал спектакль премьерной серии этим летом с солистами Штутгартского театра (где «Онегина» танцуют с момента его постановки в 1965 году) — гастролирующим по миру в заглавной партии Эваном МакКи и запомнившимися в «Ромео и Джульетте» Крэнко Алисией Аматриан и Фридманом Фогелем. Любителям тяжелого люкса предложили «Онегина» с солистами Американского Балетного Театра Дианой Вишневой и Марсело Гомесом. Пресса, в свою очередь, подсолила рекламную компанию, превратив недоразумение с премьерными составами в «очередной скандал в Большом», объявив его чуть ли ни причиной скоропостижной отставки генерального директора.

Основой сюжета «Онегина» стал роман Александра Сергеевича Пушкина. Крэнко, впрочем, в последнюю очередь интересовал литературный текст. Идея балета появилась во время работы над танцевальными сценами при постановке оперы «Евгений Онегин» в Сэддлерс Уэллс. Опера тоже, однако, оказалась лишь поводом для хореографии Крэнко, которому при постановке своего балета было удобнее работать с самостоятельной компиляцией из различных произведений Чайковского. Хореографу, по-видимому, необходимо было прежде всего наименование для его спектакля — отсюда и сокращение названия до более операбельного «Онегин» (и, простите, ассоциации с клубом, в который я хожу плавать), и даже — до расписного «Е.О.» на занавесе.

Крэнко и рассказывает печальную историю персонажей, лишь носящих имена героев романа Пушкина. При достаточном внимании, помноженном на знание литературного первоисточника, можно связать действия главных героев в мелодраматический сюжет. Окружение, обстановка, кордебалет и миманс в «Онегине» лишены смысловой роли, оставшись при этом главным поставщиком «клюквы». Два бала — в доме Лариных и в Петербурге — мало отличаются друг от друга, пары одинаково активно бегают по сцене, кавалеры восторженно поднимают своих партнерш в высокие поддержки, в которых дамы еще умудряются сделать то ассамблее, то кабриоль. Время от времени танцующие вспоминают, что это социальный танец, останавливаются ради какого-нибудь припадания или этакого сучения коленками наподобие ревю. За церемонность в обоих домах отвечают, главным образом, реверансы измотанных танцем дам, которые оказываются неспособны держаться на ногах, падают в глубокую складку наподобие лебедей, не забывая, впрочем, завести за спину локти, и там замирают.

Но «Онегина» ставят, конечно, не для кордебалета. «Онегин» — это спектакль солистов, спектакль больших актерских ролей, спектакль примадонн и страстей, спектакль напряженных спин и сжатых кулаков, спектакль страстного па-де-де в финале, которое заканчивается истерикой главной героини. Спектакль протянутых друг к другу рук и аффективной жестикуляции. Спектакль с настоящими слезами и настоящими пощечинами. В «Онегине» приостановлена всякая балетная условность, эмоции даются жирными порциями, чтобы было «как в жизни».

У зрителя не возникает вопроса, что делают герои, и что они хотят сообщить своему партнеру. Сложнее понять, что происходит в душе, голове и теле Ольги, которая в па-де-де с Ленским вслед за радушными па-де-бурре вдруг начинает выводить ногу в церемонном девелоппе и кружиться в торжественных обводках в арабеск. Или Онегина — который посреди романтического заламывания рук в сцене знакомства с Татьяной вдруг позволяет себе мощные жете-ан-турнан, переходящие в стремительные шене (впрочем, не исключено, что именно они стали роковыми, потому в сцене письма в грезах Татьяны Онегин предстает именно что надежным партнером, выйдя из зеркала чуть ли ни маршевым шагом, совершив немыслимое количество замысловатых поддержек и исчезнув, как только опустил Татьяну на землю). Или что все же происходит в душе Татьяны, которая включается в попытки успокоить разбушевавшегося Ленского, буквально вскакивая ему на спину, чтобы сделать кабриоль ногами. Или устроив публичные нежности на балу в па-де-де с Греминым на глазах у замерших от изумления гостей.

Хореографию Крэнко любопытно рассматривать как самостоятельный предмет, и скорее всего — ее интересно учить. Она лексически богата и пластически выверена (поэтические летящие арабески у Ленского с согнутой в локте рукой, байроническая поза в тандю круазе с опущенными руками в первом соло у Онегина, шестая позиция у «деревенской» Татьяны…). Но введя в танец реалистическую драматургию, отказавшись от условности танцевального языка, выведя эмоции на бытовой уровень, Крэнко лишил свою хореографию значения, да и — смысла тоже. И вязкий путь на Голгофу или фарфоровая поддержка-пронос сидящей Татьяны в прощальном па-де-де вместе никак не складываются, да и не нужны, когда у нее сердце разрывается. Танец стал зоной рассчитанного развлечения, эксперимента, а не экспромта.

Но зато теперь и у нас есть «Онегин».

Комментарии
Предыдущая статья
Бальзак опять венчался в Бердичеве 09.10.2013
Следующая статья
Яна Росс: «17 человек признали себя антисемитами» 09.10.2013
материалы по теме
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…
Блог
«Её личная религия – помогать людям». К юбилею Алисы Бруновны Фрейндлих
Сегодня вся театральная Россия и, конечно же, Большой драматический театр имени Товстоногова отмечают юбилей Алисы Бруновны Фрейндлих. Поверить в её возраст невозможно. Как невозможно не любить эту крошечную женщину и великую актрису, которая для всех, кто имеет счастье её знать,…