“Золотая Маска” открывает программу “Маска плюс”

Сцена из спектакля "Ревизор" Театра "Суббота"

24 февраля фестиваль «Золотая Маска» открывает специальную программу «Маска плюс». Она продлится до 12 марта и представит в своей афише 12 спектаклей. Кроме показов, запланированы дискуссии об арт-активизме и театре малых городов.

«Маска плюс» — это своего рода офф-программа национального театрального фестиваля и премии «Золотая Маска». Она собирает в свою афишу спектакли, которые не вошли в основной конкурс, но фиксируют важные тенденции, еще не ставшие мейнстримом и при этом все больше заявляющие о себе в театральном процессе.

В 2019 году проявился интересный репертуарный поворот: большая театральная классика стала все чаще перебираться в камерные залы. В афише «Маски плюс» — два названия, которые переместились с больших сцен в экспериментальные «подвальные» пространства, а вот современная пьеса — напротив, вышла на большую сцену. Так, «Ревизор» и «Чайка» в смелых прочтениях Андрея Сидельникова и Петра Шерешевского превратились в актуальные высказывания о современности, а пьеса «Человек из Подольска», принесшая драматургу Дмитрию Данилову «Золотую Маску» в 2018-м, воспринимается уже почти как классический текст, с которым можно обращаться так свободно, как это делает Никита Гриншпун в Омском «Пятом театре». Другой аспект этого процесса можно заметить в пьесе Павла Пряжко «Сосед» и спектакле «театра post». На первый взгляд, в нем, как и в других постановках Дмитрия Волкострелова и его команды по текстам белорусского драматурга, история концентрируется на незначительных подробностях обыденной жизни. Однако автор, а вслед за ним и постановщики, меняют привычный для себя принцип строения сюжета и обращаются к классической трактовке драматического события.

Другой важный тематический блок программы 2020 года — феминистский поворот в театре. Благодаря спектаклям «Top girls» из Петербурга и «Locker Room Talk» из Москвы, созданным по текстам британских драматургов Кэрил Черчилл и Гэри Макнейра соответственно, есть возможность поговорить о феномене профеминистского или шире — активистского театра, его перспективах на российской сцене и коммуникативном потенциале. Сюда же, пожалуй, примыкает и спектакль «Тверь-Тверь» режиссера Елизаветы Бондарь, который разговаривает с городом и с его жителями из разных социальных слоев о них же самих и об их идентичности «тверяка».

Третья, и, пожалуй, самая очевидная тема программы — развитие театрального дела в сверхмалых городах. «Фронтовичка» из Большой Атни и «Папоротник» из Буинска создают еще один прецедент для размышлений о художественной и организационной модели театра в малых городах и поселках с населением, исчисляемым не сотнями тысяч, а десятками тысяч человек.

Рядом возникает тема сверхмалых театров, вышедших из студийных или любительских коллективов, или проектов однокурсников. Так уж случилось, что именно сейчас многие из них заново обретают свой театральный путь. Речь и о петербургских Камерном театре Малыщицкого, которым руководит Петр Шерешевский, и о театре «Суббота», главным режиссером которого не так давно стал Андрей Сидельников, и конечно, о пермском театре «Новая драма» Марины Оленевой, чей спектакль «Летели качели» оказался триумфатором многих региональных фестивалей и вот теперь приедет в Москву. Приедет и театр «Мастерская», самый большой, многосоставный из малых и студийных театров Петербурга, привезет «Утиную охоту», где солирует, можно сказать, «золотой состав» театра, курс основателей «Мастерской» во главе с Евгением Шумейко.

Помимо прочего, публику «Маски плюс»-2020 ждут встречи с актерскими работами Виталия Коваленко, Алексея Корсукова, Разили Мухлисуллиной, Евгения Шумейко и других, которые просто невозможно было оставить без внимания фестивального зрителя.

Традиционно «Маска плюс» не ограничивается показом спектаклей, после каждого из них проходят обсуждения со зрителями, а большой разговор профессионалов состоится на ставшем уже традиционным Круглом столе малых городов. Развитие театров в малых и сверхмалых городах станет темой этого разговора, в котором примут участие руководители 29 театральных коллективов из Альметьевска, Ачинска, Большой Атни, Буинска, Глазова, Кудымкара, Лесосибирска, Лысьвы, Минусинска, Мичуринска, Мотыгино, Набережных Челнов, Нижнего Тагила, Новокуйбышевска, Новошахтинска, Нюрбы, Нягани, Орска, Прокопьевска, Рыбинска, Саров, Сарапула, Серова, Старого Оскола, Советска, Тары и Шарыпова.

А 3 марта в 15.00 в Электротеатре Станиславский пройдет дискуссия на тему «Театр общественного воздействия». Сезон 2019-2020 показал, что социально ангажированных спектаклей становится все больше и они вызывают оживлённые споры. Тем более, что паблик-арт в театре провоцирует появление новых для сцены жанров: постановки приобретают качества лекционной беседы, научного диспута или судебного заседания. Некоторые из таких проектов вошли в программу «Маски плюс» 2020 года.

Комментарии
Предыдущая статья
Holland Festival объявил программу 2020 года 24.02.2020
Следующая статья
В “Красном факеле” поставят Брехта 24.02.2020
материалы по теме
Новости
Чеховский фестиваль — 2025 объявил программу
XVII Международный фестиваль имени Чехова опубликовал программу. На смотре, который пройдёт в Москве с 23 мая по 25 июля 2025 года, будут показаны 14 спекталей из 12 стран мира.
Новости
«Любимовка-2024» опубликовала шорт-лист
Сегодня, 25 ноября, фестиваль «Любимовка» поделился в соцсетях списком пьес, вошедших в основную программу этого года. Ознакомиться с текстами можно уже сейчас, они опубликованы на сайте «Любимовки».