В Зальцбургском фестивале — 2024 примут участие Люпа, Гёббельс и Варликовский

На фото - Зальцбург © www.salzburgerfestspiele.at

Сегодня, 6 декабря, Зальцбургский летний фестиваль объявил программу на 2024 год. В афише драматического направления, за которую отвечает Марина Давыдова, — 4 мировые премьеры.

Зальцбургский фестиваль, главный музыкальный смотр в Европе, в 2024 году будет проходить с 19 июля по 31 августа. Смотр состоит из трёх основных направлений: оперного, драматического и концертного. Год назад, в ноябре 2022 года, куратором драматической программы стала Марина Давыдова — театральный критик, режиссёр, главный редактор журнала ТЕАТР., как куратор руководившая фестивалем «NET — Новый европейский театр» и театральной программой Венского фестиваля. В марте 2022 года Давыдова уехала из России. Программа 2024 года — первый результат её работы в новом качестве.

Спектаклем открытия на Зальцбургском фестивале традиционно становится «Каждый» (Jedermann) Гофмансталя — каждый раз новый. В 2024 году постановкой вечной классики займётся Роберт Карсен.

Одним из уникальных проектов фестиваля станет экспериментальный спектакль «Зеркальные нейроны» — первая совместная работа компании Саши Вальц (Sasha Waltz & Guests) и Штефана Кэги (Rimini Protokoll). В своём «документальном танцевальном вечере со зрителями» они исследуют искусственный интеллект. На вопросы на перформативной дискуссии будет отвечать Асмик Григорян вместе со своим двойником, сгенерированным искусственным интеллектом (эта встреча станет специальным событием офф-программы, дополняющей спектакли).

В качестве копродукции с мюнхенским Резиденцтеатром смотр представит «Звёздные часы человечества» по одноимённому сборнику новелл Цвейга. Их ставит швейцарский режиссёр Том Луц. Совместно с гамбургским Thalia Theater фестиваль выпускает «Орестею» по мотивам пьес Эсхила, Софокла и Еврипида — спектакль Николаса Штемана. Одним из важнейших событий будет «Волшебная гора» Кристиана Люпы по одноимённому роману Томаса Манна. Спектакль с участием литовских актёров, игравших в нескольких постановках Люпы, Валентинаса Масальскиса, Виктории Куодите и Сергеюса Ивановаса, — копродукция с Вильнюсским Молодёжным театром. Также в числе наиболее заметных событий фестиваля — австрийская премьера мультидисциплинарного спектакля Хайнера Гёббельса «Всё, что случилось и могло бы случиться», краткой истории ХХ века, который вдохновлён книгой Патрика Уржедника Europeana, дополненной новостными роликами.

Хореограф Александр Экман покажет зальцбургским зрителям недавнюю премьеру — «Сон в летнюю ночь». Цино Вей и Симон Штраус представят «Забытые пьесы» — «сценический марафон читок», посвящённый «белым пятнам» в истории австрийской драматургии. В числе специальных событий смотра — дискуссии, встречи и читки, в том числе переписки Рильке, Цветаевой и Пастернака.

Подробнее о том, чем принципиально отличается драматическая программа фестиваля 2024 года от прошлых лет, нашей редакции рассказала Марина Давыдова: «Традиционно Зальцбургский фестиваль — важнейший международный фестиваль с оперной программой, но драматическая его часть на протяжении многих последних лет при этом была в большей степени сосредоточена на немецкоязычном театре, представляла в основном такой text-based theatre, имела более локальное назначение, чем оперная программа. Не потому, что кто-то запрещал делать её более интернациональной, просто так исторически сложилось. И я попыталась, во-первых, сделать её более интернациональной: тут есть швед Экман, поляк Люпа, как минимум. Во-вторых — представить самые разные типы, способы и подходы к театру, потому что для меня нет никакой „магистральной дороги“, театр — это такой борхесовский „сад расходящихся тропок“. И вот разные тропки, ведущие в разных направлениях, я тоже и хотела представить этой программой — чего тут тоже никогда не делали. Здесь есть и Штефан Кэги, который работает с танцовщиками Саши Вальц, и Хайнер Гёббельс, который — при том, что он вроде бы тоже из немецкоязычного пространства, — давным-давно не появлялся в Зальцбурге, и Кристиан Люпа, который ни в каком Зальцбурге в жизни не был (и нужно провести большую подготовку, чтобы люди были способны воспринимать такой новый тип театра, не похожий на немецкий и в чём-то даже противостоящий немецкой театральной традиции).

А главная „революция“ заключается в другом. Мы не до конца понимаем, что такое Jedermann для здешней публики и вообще для Австрии — это такое центральное произведение. Это спектакль, поставленный сто лет назад Максом Рейнхардтом, и на протяжении всего этого времени буквально каждый год на центральной площади города перед собором играют Jedermann’а, на него продаются несколько тысяч билетов. И впервые режиссёром этого спектакля будет, во-первых, иностранец, а во-вторых, имя мирового театра — канадец Роберт Карсен. До сих пор этим спектаклем занимались такие подмастерья, которые подновляли что-то, но он никогда не был естественной частью международной программы фестиваля. Здесь было много шума по этому поводу, пресса бурлила на протяжении трёх недель, пытаясь осмыслить, но, так или иначе, мы победили, и теперь Jedermann стал частью международной программы».

В основную, оперную программу Зальцбургского фестиваля — 2024 вошли, в частности, «Дон Жуан» Моцарта в постановке Ромео Кастеллуччи и Теодора Курентзиса (с Надеждой Павловой в роли Донны Анны), «Идиот» Вайнберга в постановке Кшиштофа Варликовского и молодого литовского дирижёра Мирги Гражините-Тилы с Богданом Волковым в роли Мышкина и Аушрине Стундите в роли Настасьи Филипповны, «Игрок» Прокофьева в постановке Питера Селларса и Тимура Зангиева (с Асмик Григорян в роли Полины), а также «Милосердие Тита» Моцарта в постановке Роберта Карсена и Джанлуки Капуано и другие оперные постановки и концертные версии сочинений разных эпох.

Комментарии
Предыдущая статья
Александр Лазарев стал главным режиссёром Театра Российской армии 06.12.2023
Следующая статья
Сергей Левицкий стал главрежем театра в Казахстане 06.12.2023
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».