02.08.2013, Коммерсант
Анна Толстова
Романтическое подполье
На «Винзаводе» в Цехе белого, который в последние годы отдан экспериментальному проекту «Платформа» Кирилла Серебренникова, открылась выставка «Подъемная сила». Ее куратором (и одним из участников) стал художник-мореплаватель Александр Пономарев.
<…> «Подъемная сила» оказалась прекрасно вписана в междисциплинарный формат «Платформы»: на открытии и так-то вполне мультимедийной выставки Александр Пономарев с редкостным артистизмом читал свои стихи, а ансамбль Германа Виноградова самозабвенно импровизировал на художественно-музыкальных инструментах. Экспозиция выглядит очень стильно и оригинально, хотя и составлена, за одним исключением, из старых и уже не раз показанных работ. Однако идея «Подъемной силы», подробно изложенная в одноименном пономаревском стихотворении, возмутительно аполитична: речь о взгляде, устремленном в небо, о готовности оторваться от земли, превозмогая себя и законы гравитации, о полете фантазии, о вдохновении, о возвышенном, о призвании и мечте — словом, о самых романтических материях. Этакое безобразие если и возможно, то только в тот момент, когда вся леворадикальная критика отбыла в отпуск.<…>
25.07.2013, Новые известия
Сергей Соловьев
Летчики-многостаночники
<…>
Четыре художника, включая куратора Пономарева, по мере сил попытались наполнить выделенный им зал воздухом и духоподъемным стремлением ввысь. Лучше всех со своей задачей справилась Татьяна Баданина. Она давно и плодотворно создает конструкции, напоминающие прозрачные крылья аэропланов. Рядом с ее подвешенными белыми крыльями Владимир Наседкин расположил живописные абстракции. Почти монохромные картины, с одной стороны — явный отсыл к русскому футуризму (включая Малевича), с другой, как выясняется, это переложение аэросъемки различных аэродромов и посадочных полос. Алена Иванова-Йохансон создала вертикальные панно «Подъемная сила» — четырехметровые штандарты с элементами летательных аппаратов. Наконец, сам Александр Пономарев показал видео, где он парит над водной стихией, будучи прикреплен к корабельному носу.
<…> даже безотносительно к дизайну выставки здесь складывается ощущение какого-то скоропалительного и не до конца продуманного жеста. Слишком много иллюстративности (крылья, взлетные полосы), но слишком мало пищи для воображения. То есть имеются механизмы для полета, масса разметок и координат, однако совершенно непонятно, куда и зачем, собственно, лететь. <…>
В этом, собственно, беда очень многих «головных» арт-проектов последнего времени: берется интересный сюжет, привлекаются достойные художники, находятся отличные выставочные залы, но что-то не срабатывает. То ли коллективное творчество сразу снижает градус вдохновения (хотя, что греха таить, на такие выставки отправляются уже ранее изготовленные вещи — просто им надо дать новое название), то ли кураторы задают слишком узкие рамки, но живые чувства тут выхолащиваются. Чтобы понять происходящее, приходится вчитываться в аннотации. Впрочем, летнее чтиво тоже идет на пользу.
30.07.2012, Коммерсант
Валентин Дьяконов
Художественное оформление перемещений
Кураторы Анна Беляева и Анна Буйвид совместно с театральной лабораторией «Платформа» создали проект о том, как молодые художники делают апгрейд традиционным техникам и изучают новые средства выражения — от 3D-графики до интерактивности. На шумной выставке побывал Валентин Дьяконов.
<…> «Упражнение «Артикуляция»», в отличие от многих выставок молодежной биеннале, правильно очерчивает круг возможностей, благодаря которым художник может хотя бы попытаться сказать что-то интересное. Выставка начинается с инсталляции Марии Куликовской. Старая мебель из родительского дома покрыта живописью в духе первых шагов светского искусства в Российской империи. На ковре — Мадонна с младенцем, опутанные веревками, будто Лаокоон с сыновьями. Из сопровождающего инсталляцию текста мы узнаем, что инсталляция ни много ни мало реквием по Дэмиену Херсту и вообще всем художникам на свете.
Как симпатичная дизайнерская вещь приобрела такой весомый смысл, неясно. Вряд ли художница рассчитывала на то, что ее коллега из Великобритании услышит этот реквием, но попытка сотрясти воздух зачтена и, более того, объяснима. <…> Художница инстинктивно действует как анонимные авторы смешных картинок с подписями, превращающие банальности в медиавирусы. На «Артикуляции» понимаешь, что абстракционисты с треском проиграли информационную войну. «Венера» Константина Новикова, похожая на тесто форма с отметинами, которые обычно делают пластические хирурги на лицах у пациенток, повествует о стандартах красоты и вере человечества в то, что раз снаружи все прекрасно, то и внутри богато. Искусство, в общем, должно быть или казаться о чем-то важном, оно, как реклама, не работает без слогана.
Кроме того, дивайсы научили нас тыкать в картинки, растягивать их и ждать реакции на стимулирование чувствительных экранов. Такого рода работ на «Упражнении «Артикуляция»» предостаточно. Они в основном абстрактны, но, в отличие от довоенных беспредметников, все время пульсируют и бьются, как техно-музыка. <…>