В театре Staatsoperaballett заменили рождественские показы балета «Щелкунчик» на «Дон Кихота». Руководство театра сочло балет Чайковского в постановке российских хореографов недопустимым для постколониальной эпохи.
Авторы реконструкции «Щелкунчика» Чайковского и Мариуса Петипа 1892 года – Василий Медведев и Юрий Бурлака. Спектакль с успехом шёл на сцене Государственного балета Берлина с 2013 года. О том, почему в 2021 году «Щелкунчика» нельзя показывать, Кристиана Теобальд, исполняющая обязанности художественного руководителя Staatsoperaballett, рассказала в интервью немецкому изданию Bild.
По мнению Теобальд, в балете есть несколько неприемлемых для постколониальной эпохи эпизодов. Например, темнолицые (blackfacing) дети во втором акте были исключены из постановки ещё в 2015 году. Также Теобальд считает, что зрителей может возмутить китайский танец с мелкими семенящими шагами и арабский танец, где у солиста кожа покрыта тёмно-коричневым гримом.
Кристиана Теобальд отметила, что сегодня нужно вновь актуализировать «Щелкунчика», но для этого потребуется время. Все изменения и отхождения от оригинала необходимо документировать, так как это важно для истории культуры и театра.
Вместо «Щелкунчика» Staatsoperaballett сыграет в предрождественские дни «Дон Кихота» Людвига Минкуса в хореографии Виктора Ульяте. Премьера назначена на 3 декабря.
В 2020 году в Staatsoperaballett уже был подобный скандал. Балерине Хлое Анаис Лопес Гомес отказались продлевать контракт, по её мнению, из-за цвета кожи и конфликта с репетитором. После этой истории Кристиана Теобальд выразила своё недовольство обнаружившимся в труппе расизмом и пообещала принять необходимые меры.
Напомним, что в ноябре 2021 года Нюрнбергская опера прекратила сотрудничество с оперным режиссёром Петером Конвичным из-за комментария в адрес темнокожей актрисы.