6 января 2022 года в берлинском Deutsches Theater сыграют премьеру спектакля «Воскресение» по мотивам романа Льва Толстого. Режиссёр спектакля — Армин Петрас.
Премьера «Воскресения» должна была пройти ещё в ноябре, но в итоге перенеслась на новый календарный год. Для Deutsches Theater (DT) обращение к русской классике и вообще русской литературе или драматургии — не редкость, однако последний роман Толстого, очевидно, не относится к числу самых популярных на мировой сцене текстов.
Армин Петрас — важная для немецкого театра, хотя и не самая очевидная для российской публики фигура (хотя, например, фестиваль NET ещё в 2009-м году привозил его спектакль «Руммельплац»). Для Петраса — режиссёра, интенданта, драматурга — отношения с российской культурой и специфическим советско-германским наследием важны не меньше, чем для DT (отчасти это можно было понять по спектаклю Thalia Theater «Время любить — время умирать», который показывали онлайн летом 2020 года). Обращаясь к тексту Толстого, адаптируя и перерабатывая его, Петрас исследует темы вины и справедливости.
В описании спектакля говорится о современности романа Толстого, которая, в частности, заключается в его структуре: начинаясь в узнаваемых реалиях России конца 19-го века, «Воскресение» завершается в тотальном ничто — вне времени и пространства. Вопрос изменения мира, который, возможно, совсем не хочет меняться, искупление и прощение становятся важными для спектакля Петраса. При этом безвременье, созданное в спектакле DT, становится и пугающе, и комически гротескным — в работе над ним режиссёру помогали сценограф Пета Шиккарт, художник по костюмам Аннет Ридель и композитор Свен Кайзер, исполняющий музыку во время действия.
Все участники спектакля исполняют по несколько ролей — за исключением Феликса Гёзера, который играет Нехлюдова. Помимо него, в «Воскресении» заняты Аня Шнайдер, Натали Зэлиг, Катрин Вихман, Котбонг Янг, Регина Циммерман, Пауль Гриль и Андреас Лойпольд.