Новое театральное объединение под названием «mini театр» создано челябинским режиссёром Александром Черепановым.
Первый независимый театр Челябинска считает своей задачей расширение театрального пространства и круга возможностей не только для актёров и других создателей спектаклей, но и для зрителей. Поэтому немалое внимание «mini театр» планирует уделять гостевой программе. В целом театр определил для себя четыре условных направления деятельности — помимо гостевой программы, это «вечерние спектакли» (для взрослых), «спектакли для детей» и «спецпроекты».
Фактически все четыре «программы» театра стартуют уже в октябре. «Спецпроектом» можно считать открытие театра — оно прошло 9 октября в виде читок современных пьес: «Девочка с головой волка» Алексея Житковского, «Мои друзья антисемиты» Маши Конторович и «Незапрещённый концерт» Екатерины Гузёмы. Две премьеры самого Александра Черепанова откроют «местную» театральную программу: для детей уже сыграли первый спектакль «Хармс. Игра» (6+), для взрослых 16 октября покажут спектакль «Антигона» (16+) по пьесе Жана Ануя. В обоих случаях отдельного упоминания заслуживают анонсы — для «Антигоны» он написан в формате телевизионной срочной новости, для «Хармса…» — в стихах. Гостевая программа откроется 30 октября спектаклем-концертом Лены Кононенко из Магнитогорска «Живые, тёплые и перепуганные» по текстам Веры Полозковой.
Себя «mini театр» характеризует как «скорее театр вопросов, чем ответов». Подробнее об идее создания частного театра в Челябинске Александр Черепанов рассказывал местным СМИ: «В государственных театрах есть госзадания: столько зрителей посетили, столько спектаклей отыграли, столько выручили денег с билетов. Всё очень жёстко структурировано. Если по какому-то параметру театр „проседает“, то ему урезается финансирование. Цензура вроде и отсутствует, но на остросоциальные, а тем более политические темы в государственном театре действует табу. Театры — непопулярный вид искусства, поэтому они часто вынуждены ставить „развлекательные“ постановки. Год театра немного поправил эту ситуацию. Раньше достаточно часто на спектакли ходило около 2% населения, сейчас 3-4%. Театр так устроен, что он никогда не станет массовым.
В государственном театре присутствует много бюрократических моментов. Так в целом система устроена. Очень много отчётности. Прихожу на работу, пока дойду до репетиционного зала, подпишу миллион бумаг. Чтобы заказать веник для спектакля, нужно сказать об этом за месяц. Режиссёры же, как художники, находятся в постоянном творческом поиске. И конечно, от такого бюрократического подхода к работе периодически хочется убежать. Глубокий вдох. Хочется „подышать“. И вот это „подышать“ — это и есть свобода. Переход к частным театрам — это свобода. Тебе никто не будет говорить, какую постановку ставить, не будут ничего навязывать. Движение независимых театров — вполне закономерное явление. Если бы это были не мы, то это был бы кто-то другой. Может быть здесь не очень уместна эта метафора, но дети уходят из родительского дома, чтобы приобретать свой опыт, делать свой театр.
Не хочется себя вообще ограничивать, даже драматургией. Есть огромное желание расширять творческие горизонты. Любые эксперименты нам интересны. Чем прекрасен современный театр? Тем, что он очень разный. Мы хотим популяризовать театры, и будем очень рады, если наша площадка станет центром притяжения творческих сил. Не только театральных, а любых экспериментаторских».
Драматург Екатерина Гузёма, чья пьеса «Незапрещённый концерт» вошла в программу открытия «mini театра», написала для новой команды «антиманифест», который мы приводим полностью:
«mini театр — это театр? современный? пластический? перформативный?
это инсталляция? это арт-объект?
там есть автор? есть главный? режиссёр? в нём зритель — это просто наблюдатель? или можно быть участником?
там будет смешно? там будет грустно? что там будет? захочу ли я вернуться сюда? или уйду, хлопнув дверью?
есть ответы на все эти вопросы?
да?
нет?
мы как театр не провозглашаем ничего. зачем превращать сцену в трибуну? мы — открытое пространство для новых форм искусства. мы не отвергаем академический театр, не отвергаем театр digital-технологий, не отвергаем пластический театр, не отвергаем ничего, что может называть себя словом „театр“. мы не спорим с другими. мы предпочитаем дискурс с самими собой.
что актуально?
что будущее?
что значить быть свободным?
что значит искусство?
эти вопросы мы задаём себе. и ответов на них — множество. но ни один для нас не универсален.
мы исключаем любые установки на предстоящее творчество. мы фиксируем, что ничего фиксироваться не может и не будет.
наша цель — не восклицать. наша цель — задавать вопросы. мы обнуляем сами себя, весь свой предыдущий опыт. как маленький ребёнок, любопытствуем и интересуемся всем.
ноль формы.
ноль текста.
ноль концепции.
ноль идей.
ноль театра».
Напомним, Александр Черепанов — режиссёр Челябинского Молодёжного театра. Окончил Екатеринбургский государственный театральный институт (режиссёрский факультет, мастер курса Вячеслав Анисимов) и Челябинскую государственную академию культуры и искусств. В Челябинском Молодёжном театре поставил спектакли «Сны о Русалочке» (пластическая постановка по сказкам Ганса-Христиана Андерсена, осуществлённая совместно с хореографом Ольгой Поной), «Давай никуда не улетим, Ёжик…», «Иван-Царевич и Серый волк» по пьесе Светланы Баженовой, «Бог ездит на велосипеде» по пьесе Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной, «Душа подушки» по пьесе Олжаса Жанайдарова и «В Москву — разгонять тоску» по рассказам Николая Коляды. Также поставил ряд спектаклей в других театрах Челябинска, в Нижнем Тагиле и Верхнем Уфалее.