23 февраля 2021 года Нижневартовский городской театр драмы на своём официальном сайте сообщил о смерти главного режиссёра Маргариты Зайчиковой.
«Мы осиротели. На 61 году жизни от нас стремительно ушла Маргарита Витальевна Зайчикова, заслуженный деятель культуры ХМАО – Югры, главный режиссёр Городского драматического театра. Мы потеряли одного из создателей нашего театра, творческого вдохновителя, и сердца наши разрывает горечь утраты.
Это потеря для всей культуры Ханты-Мансийского округа и невосполнимая утрата для театра. Мы расстаёмся с талантливым человеком, с которым строили дальнейшие планы. Сегодня мы скорбим, понимая, что должны продолжить служение театру, которому всю себя отдала Маргарита Витальевна», – говорится в сообщении.
Маргарита Зайчикова родилась в 1960 году. В 1983 окончила Ленинградский государственный институт культуры (мастерская Плоткина). Руководила театральными студиями в Кургане и Челябинске. В разные годы принимала участие в режиссёрских лабораториях Корогодского, Мокеева, Бурова, Хейфеца. С 1996 года стала одним из основателей Нижневартовского городского драматического театра, в котором работала главным режиссёром.
В театре Маргарита Зайчикова поставила более 50 спектаклей по произведениям зарубежной и русской классики, а также пьесам современных драматургов: «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки, «Восклицательный знак» и «Свадьба» Чехова, «Серенада» Мрожека, «Пир во время чумы» и «Метель» Пушкина, «Записки сумасшедшего» Гоголя, «Сирано де Бержерак» Ростана, «Месяц в деревне» Тургенева, «Истребитель класса Медея» Курочкина, «До последнего мужчины» по пьесе Ерпылёвой, «Гипнотезёр» по тексту Сигарева и другие. Кроме того, она была организатором и участником Международного театрального фестиваля спектаклей малых форм «Северные встречи».
В 2014 году театральный критик Татьяна Тихоновец писала о феномене Нижневартовского театра в журнале «Экран и Сцена»: «Маргарита – режиссёр талантливый и современно мыслящий, в её спектаклях всегда чувствуется драматизм. Когда время от времени меня зовут приехать в их театр, звучит такая формула: „Пора сверить часы!“. Больше я нигде таких предложений не получала. У Зайчиковой много очень разных спектаклей, и среди них ни одного скучного. Она не разменивается на коммерческие постановки, о чём размышляет – про то и ставит. Вместе с Натальей Наумовой они воспитали требовательных к себе, к своей профессии артистов, и перед ними надо разворачивать серьёзные художественные задачи. Эта высокая требовательность».
Среди последних спектаклей Зайчиковой, которые пока не увидели зрители, – «Носороги» Ионеско и «Свой путь» по тексту Пулинович.
23 февраля театровед и критик Павел Руднев написал на своей странице в Facebook: «Нижневартовский театр – стабилен (при массе сложностей и проблем, о которых не раз говорилось за кулисами), здесь труппа зафиксирована и получает развитие, эволюцию, сюда приглашаются самые разные режиссёры, но есть единый стиль. Он обеспечен руками лидеров театра, которые ведут труппу, делают её жизнь событийной. Вот уж где и есть театр-дом, так точно здесь. Одному бродячему театральному критику, по словам самой же Маргариты, здесь подшивали брюки и пиджаки, чинили прохудившиеся рубашки. Как только ты попадал сюда – становился даже не гостем, нет, сыном. Театр в малом городе, тем более, муниципальный – это обычно грустное зрелище. Но не в Нижневартовске точно. Здесь как раз заметен федеральный масштаб, не приходилось говорить и о культурной изоляции, неслучайно и фестиваль есть у этого театра, довольно представительный, с традициями.
Сегодня театр осиротел, и стало ясно, что театру надо дальше жить с памятью об этой гармонии. Грустно, жалко, чудовищно несправедливо. Ещё можно было поставить десятки спектаклей, ещё пожить в таком-то уютно организованном доме. Маргарита Зайчикова была полна силы и страсти, жажды познавать и вести театр к вечно отодвигаемому совершенству, интересовалась другими театрами и опытом других городов, умела услышать и критику, и похвалы».