Екатеринбургский ЦСД сыграет в Москве одиннадцать спектаклей

Екатеринбургский Центр современной драматургии в конце апреля сыграет в Москве одиннадцать спектаклей на трёх площадках. Большие гастроли ЦСД в столице случаются редко, и весенние показы — заметное событие.

В программе — хиты прошлых лет, которые уже играли в Москве (в том числе и по несколько раз), и новинки — недавние или даже ещё пока не сыгранные в родном Екатеринбурге премьеры (спектакль Дмитрия Зимина по пьесе Олжаса Жанайдарова «Магазин» впервые покажут на сцене ЦСД завтра, 21 февраля).

Центр современной драматургии, «дочерняя организация» «Коляда-театра» (сегодня Николай Коляда является худруком ЦСД), практически сразу стала зоной самостоятельного поиска иного театрального языка. Отправной точкой стала входящая составной частью в название площадки современная драматургия (прежде всего — местных авторов, в большинстве своём учеников Николая Коляды), однако впоследствии, как это всегда случается со студийными или экспериментальными театральными организмами, зона поиска расширилась и включила в себя тексты не только современные, но и классические; не только драматургию, но и прозу. Принципиально камерное пространство ЦСД — фактор в том числе и художественный: благодаря ему создателям спектаклей удаётся сохранять человечность (а порой и задушевность) интонации, свойственную в большой мере и родному для многих резидентов ЦСД «Коляда-театру», в то же время обостряя конфликты и противоречия, заложенные в материале, провоцируя зрителя на более непосредственное восприятие болезненных вопросов, которые затрагивают постановки.

Московские сцены, на которых ЦСД будет играть спектакли во время весенних гастролей, также камерные: «Булгаковский дом», Новое пространство Театра Наций и Боярские палаты.

В Новом пространстве за три дня (24-26 апреля) пять раз сыграют спектакль Антона Бутакова «Зулейха открывает глаза». Инсценировку романа Гузели Яхиной написала сама исполнительница заглавной роли Татьяна Савина (об этом журнал ТЕАТР. писал ранее). Примечательно, что заглавная роль в этой постановке — единственная: это максимально камерный по количеству зрителей (в Москве их будет больше, чем в Екатеринбурге — пятьдесят), исповедальный по сути часовой моноспектакль-воспоминание.

В «Булгаковском доме» пройдут почти все остальные спектакли. Среди них — «Чайка» Рината Ташимова, где экстравагантных чеховских героев играют ведущие актёры «Коляда-театра», в частности, Аркадину и Тригорина играют Василина Маковцева (известная мало знакомым с «Коляда-театром» зрителям как исполнительница главной роли в фильме Сергея Лозницы «Кроткая») и Олег Ягодин. Они же — в главных ролях в спектакле Алексея Логачёва «В этом городе жил и работал…» по пьесе Константина Костенко, жутковатой и любимой разными видами искусства истории о человеке, волею обстоятельств оказавшемся в провинциальном городе, который живёт по собственным законам и диктует их пришлецу.

Также в «Булгаковском доме» сыграют два спектакля Светланы Баженовой по её собственным пьесам — «Как Зоя гусей кормила» и «В душе хороший человек». Эти два спектакля сегодня уже проходят по разряду своеобразной «классики» ЦСД — и как долго живущие в репертуаре театра, и как пользующиеся зрительским спросом.

Оставшиеся четыре спектакля, которые ЦСД сыграет в «Булгаковском доме», в сравнении с постановками Баженовой — новинки. В основе двух из них — успевшие стать широко известными пьесы «Боюсь стать Колей» Ивана Андреева (спектакль о поездке в плацкартном вагоне поставил Антон Бутаков) и «Мама, мне оторвало руку» Маши Конторович (автор пьесы выступает здесь и в качестве режиссёра — вместе с Алёной Тремазовой, а музыкальным оформлением спектакля занималась Лиза Неволина, лидер группы «Дзинь» и актриса, знакомая московским зрителям по спектаклям театральной платформы «Ельцин-центра»). Спектакль Александра Вахова (актёра и режиссёра, поставившего в «Коляда-театре» популярную антиутопию «Концлагеристы») с обманчиво «классическим» названием «Мизантроп» — современная история по пьесе Алексея Житковского, где главные роли играют актёры «Коляда-театра» Сергей Колесов и Константин Итунин — обоих отличает владение кинематографически-тонким психологизмом.

Наконец, последняя новинка ЦСД на сцене «Булгаковского дома» маркирована как «6+» — это детский спектакль «Денискины рассказы» по одноимённой книге Виктора Драгунского, которая тоже сегодня воспринимается как классика своего жанра. Как и многие детские спектакли, постановка Антона Бутакова «иммерсивна» (и уже в этом по-своему современна).

Наконец, одиннадцатый спектакль гастрольной программы и завершающий недельное пребывание ЦСД в Москве — «СашБаш. Свердловск-Ленинград и назад» Семёна Серзина, который 1 мая сыграют в Боярских палатах (куда «СашБаш» приезжал уже дважды в разные годы, не считая показа на менее удачной для этого спектакля площадке ЦИМа): этот «квартирник поэта», очевидно, по сей день является самой известной и наиболее высоко оценённой постановкой екатеринбургского Центра современной драматургии.

Фотографии Вадима Балакина и Валентины Галиной из соцсетей ЦСД (спектакли «Мизантроп», «Зулейха открывает глаза», «Чайка» и «Мама, мне оторвало руку»).

Комментарии
Предыдущая статья
В “Гоголь-центре” играют “Боженьку” по версии Никиты Кукушкина 20.02.2019
Следующая статья
ГМИИ им. А. С. Пушкина представит коллекцию афиш начала XX века 20.02.2019
материалы по теме
Новости
«Урал Балет», Пимонов и Горлинский выпускают мировую премьеру в «ГЭС-2»
19, 20 и 21 апреля в московском Доме культуры «ГЭС-2» пройдут показы балета Антона Пимонова «Графит» на музыку Владимира Горлинского. Это мировая премьера, специально созданная для пространства «ГЭС-2» и осуществлённая как совместный проект с екатеринбургским театром «Урал Опера Балет».
Новости
Ушёл из жизни режиссёр Александр Пономарёв
На 65-м году жизни умер режиссёр Александр Пономарёв. Об этом сообщил Российский академический Молодёжный театр на своём официальном сайте.