Сегодня, 6 марта, в возрасте 94 лет умерла театровед и кинокритик, сценарист, историк кино и культуролог Майя Туровская. “Как бы прожить такую же достойную жизнь…”, – в память о Майе Иосифовне написала на своей странице в Facebook Марина Давыдова.
Майя Туровская родилась в Харькове в 1924 году, окончила филологический факультет МГУ (1947) и театроведческий факультет ГИТИСа (1948), где училась у Абрама Эфроса.
С 1969 года работала научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений, с 1973 года — ведущим научным сотрудником НИИ теории и истории кино. С 1949 года публиковалась в журналах «Театр», «Советский экран», «Искусство кино», «Киноведческие записки», «Московский наблюдатель»; в газетах: «Экран и сцена», «Советская культура», «Московские новости», «Независимая газета» и др. Преподавала в Duke University (США).
Доктор искусствоведения и автор ретроспективы «Кино тоталитарной эпохи» на Международном кинофестивале в Москве в 1989 году. Майя Иосифовна писала сценарии документальных фильмов, в числе которых известная картина Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», созданная при сотрудничестве с Юрием Ханютиным, «…О нашем театре» (1975, совм. с Ю. Ханютиным), «Петр Мартынович и годы большой жизни» (1976, совм. с Ю. Ханютиным), «Ненарисованный автопортрет художника» (1989), «Художник и время. Александр Тышлер» (1992), «Сентиментальный гротеск, или Художники Еврейского театра» (1996), «Дети Ивана Кузьмича» (1997), «Евгений Онегин. Глава Х» (1999), «МХАТ. Сны о художественном и общедоступном. Сон первый. «…Начать жизнь снова…» (2000, совм. с А. Хржановским) и др.
Именно она стала инициатором и одним из кураторов выставки «Москва — Берлин» (1994, Groppius baw, Берлин; 1995, Музей изобразительных искусств, Москва). В 1991 году была награждена призом кинопрессы как “Лучший киновед года”.
Создала множество монографий, посвященных театру и кинематографу, среди которых: «М. М. Штраух» (1952, совм. с Б. Медведевым), «Да и нет. О кино и театре последнего десятилетия» (1966), «Sergei Jutkevitsch» (1968, совм. с Ю. Ханютиным), «Бабанова. Легенда и биография» (1981), «Герои «безгеройного времени» (1971), «Der Gewohnliche Faschismus» (1981, совм. с М. Роммом, Ю. Ханютиным), «Ищу доброжелательный мир» (1982), «На границе искусств. Брехт и кино» (1985), «Памяти текущего мгновенья» (1987), «7 1/2, или Фильмы Андрея Тарковского» (1991) и др.
Фото: f-ranevskaya.ru