Сегодня, 9-го августа в 6.00 утра на 81-м году жизни скончался художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко», режиссер, педагог, народный артист России Петр Наумович Фоменко.
Мастерская Фоменко была театром классических текстов, но само понятие «классика» казалось в нем неуместным. Как и понятие «актуальность»: сценическое время и время большой истории, в котором мы оказались в 90-е, шли параллельно и формально почти не пересекались, но у них был, несомненно, общий ритм, и это попадание в такт делало Мастерскую современной — при всей традиционности языка, которая тоже была, конечно, лукавой. «Психологические кружева», которыми так восхищались критики, плелись тут искусно, но с неизменной иронией, которая тоже стала фирменным знаком Мастерской и еще одной рифмой к 90-м, сделавшим насмешку одним из главных культурных кодов. А потом труппа Фоменко получила собственное помещение, а через несколько лет было построено новое здание, и стало ясно, что это не просто один из лучших или даже самый лучший московский театр. Это, собственно, московский театр как он есть и каким он должен быть. Он качественный и он для всех. Его название — первый ответ на вопрос: «Куда пойти в театр?», почти независимо от того, кем вопрос был задан. Конечно, к Фоменко, в Мастерскую.
Все его спектакли, в сущности, о том, что только играя, переодеваясь, изменяя обличья, можно на время забыть о других, воистину опасных миражах вроде власти, земной славы, пугающего осознания важности своей культурной миссии. Только лицедействуя, можно жить в старом времени и при этом не превратиться в ископаемо-хвостатого консерватора. […] Что можем мы сделать сейчас, когда он ушел от нас? Только одно — не сотворить из него кумира! Не поддаться этому искушению. Запомнить его настоящим, сложным, ироничным, полным противоречий, всегда помнящим о спасительной театральной дистанции и твердо знающим, что дорога на небеса начинается там, где кончается зеркало сцены. Примерно в районе колосников.