26 ноября в московском ЦИМе сыграет премьеру Театр Предмета. Спектакль Михаила Плутахина «Священный талисман» организаторы называют «спектаклем-колыбельной» в жанре «живого кино».
Театр Предмета — молодая театральная команда (и новые резиденты ЦИМа), созданная актёром и режиссёром «Мастерской Брусникина» Михаилом Плутахиным. Датой рождения Театр Предмета считает премьеру спектакля «Наблюдатели» (март 2019) — совместной работы с Музеем истории ГУЛАГа. Бессловесный экспериментальный спектакль, где «действующими лицами» стали подлинные предметы повседневности, привезённые из лагерей Чукотки и Колымы, поучаствовал во многих разноформатных театральных фестивалях и стал номинантом на «Золотую Маску-2021» как спектакль театра кукол. В том же 2019 году Театр Предмета показал на «Театральной бессоннице» в ЦИМе «короткометражный» спектакль «Несказки». Как и в случае с «Наблюдателями», образным языком фигуративного театра, с музыкой, но без «актёрского текста» спектакль предлагал размышление на тему исторических травм ХХ века.
В «Священном талисмане» тоже нет «слова» — звучащей актёрской речи, — но есть музыка, стихи и песни, вплетающиеся в ткань визуального, образного действия спектакля. Здесь тоже темой становится историческая и личная память, связанная с травмами ХХ столетия. Однако, по словам создателей, их целью было не столько размышление о прошедших трагических событиях, сколько поиск ответа на вопрос, актуальный во все времена: «как найти силы жить, если мир вокруг так несправедлив?».
«Сюжет» спектакля — вторжение страшной взрослой войны в хрупкий детский мир, в сознание, особенно восприимчивое именно к предметному миру. «В спектакле звучат стихи и песни на идише из репертуара чтеца-мелодекламатора Лейбу Левина, прошедшего войну и советские лагеря, — поясняют создатели. — Название спектакля — отсылка к образу из его одноимённого стихотворения. Священный талисман — это белая козочка их старинной еврейской колыбельной, символ детства, напоминание о рае, надежда на то, что война когда-то закончится, а если говорить шире — что за мраком всегда следует рассвет».
С формальной точки зрения «Священный талисман» напоминает скорее «Несказки», чем «Наблюдателей»: здесь также важную роль играет камера, снимающая крупный план сиюминутных рукотворных сцен. При этом Театр Предмета строится на принципах горизонтального театра: помимо большой команды художников, композиторов и музыкантов, видеохудожников и операторов, непосредственными участниками спектакля являются люди разных театральных профессий — художники Ольга Галицкая (художник и «Наблюдателей», и самого «Священного талисмана») и Александра Дашевская (впервые участвующая в спектакле Театра Предмета), актёр Сергей Быстров (участник «Наблюдателей») и сам Михаил Плутахин.
«Священный талисман» — копродукция Театра Предмета и Еврейского музея и центра толерантности. Во время карантина с несколько иным составом участников Театр Предмета и Еврейский музей выпустили другую версию «Священного талисмана» — получасовой фильм. От предстоящей премьеры он отличается принципиально — не только в смысле хронометража и команды создателей, но даже сюжетно.