Церковь из цинка

Юбилейный тридцатый сезон «Табакерка» начала показом лучших спектаклей, среди которых оказались и две недавних премьеры — «Вий» Василия Сигарева и «Мадонна с цветком» Александра Марина по повести Марии Глушко.

Москва, давно знакомая с пьесами и фильмами Сигарева, еще не встречалась с его спектаклями. В «Табакерке» он выступил постановщиком собственной пьесы: страшную сказку Гоголя, пахнущую горилкой, галушками, ладаном и травами, Сигарев освежевал, разделал, нашпиговал мрачностью и приготовил некое апокалиптическое моралите о неизбежном возмездии за грехи.

Место действия — не хутор сотника с полоской Днепра вдалеке, а взятая у Достоевского «банька с пауками» — комната, обшитая листами цинка, похожая на живодерню.

Здесь поят паленой водкой, кормят только вареными яйцами, которые никому уже в глотку не лезут, да заменить нечем. По столам разбросана жестяная посуда, по стенам висят неощипанные куриные тушки и огромные драповые пальто — в них прячется нечистая сила с петушьими головами: как настанет ночь и придет пора Хоме Бруту читать молитвы над мертвой панночкой, пальто снимутся с петель и ну бродить по цинковой церкви — предбаннику ада. Над деревянной лавкой болтается железная клетка, она же «брика» (бричка), она же — спасительный круг, который очерчивал вкруг себя гоголевский философ Хома.

Андрей Фомин в роли Хомы Брута играет сонного увальня, которого несет по жизни без всякой цели, человека без хребта, без стержня — тесто. «Предлагаемые обстоятельства» являются в его судьбе определяющими: такой может последним куском поделиться, а может над панночкой поглумиться — куда кривая вывезет. В невольной жалости к загубленной красотке-ведьме (откуда недалеко и до любви), в сложной гамме чувств, которую испытывает у Гоголя Хома Брут, Сигарев своему герою отказывает. Гоголевская мистика, замешанная на народных мифах, автору не нужна и не важна — у него человек — мера всех вещей и творец своей ущербной судьбы. Никакая ведьма не «переведьмит» хитрого, изворотливого семинариста, никакой сочинитель не пересочинит реальность.

«Вий» в Театре-студии п/р Олега Табакова. Фотография: Ксения Бубенец. Предоставлено театром.
«Вий» в Театре-студии п/р Олега Табакова. Фотография: Ксения Бубенец. Предоставлено театром.

Можно сказать, что цинковая комната — это еще и зал суда, в котором все свидетели, а Хома — обвиняемый, о чем он до поры не догадывается. Своим семинаристам (в отличие от гоголевских) Василий Сигарев шьет групповое изнасилование и избиение Панночки. Богослов Халява (Евгений Константинов) и ритор Тиберий Горобец (Павел Табаков) проходят по делу соучастниками: утопший со страху Халява отпущен небесной канцелярией на очную ставку с подельником — и склоняет его явиться с повинной. А совсем юный ритор смиренно зачитывает чистосердечное признание — оттого казачий суд прощает его и жалует чарку сивухи: видать, малый свой и пойдет далеко. Ну, а строптивому Хоме — наказание: вместо ужасного вия с железным лицом он увидит в огромном зеркале самого себя — и нет, оказывается, ничего страшнее, чем заглянуть себе в душу.

В спектакле заняты хорошие актеры и три прекрасные актрисы: Яна Сексте, Яна Троянова и Роза Хайруллина (последняя необычно и страшно играет убитого горем сотника). Жаль только, что режиссер не предложил им никаких задач на вырост.

«Мадонна с цветком» в Театре-студии п/р Олега Табакова. Фотография: Ксения Бубенец. Предоставлено театром.
«Мадонна с цветком» в Театре-студии п/р Олега Табакова. Фотография: Ксения Бубенец. Предоставлено театром.

Совсем другие эмоции вызывают актеры в «Мадонне с цветком». Александр Марин нашел повесть Марии Глушко там, где материал для постановки давно уже не ищут — в подшивке «Роман-газеты» за девяностый год. «Мадонна с пайковым хлебом» — последняя, самая сильная, автобиографическая повесть писательницы.

В юбилей Победы, который пришелся на мутную эпоху наших гибридных войн, театр рассказывает о том, что сопровождает любую войну — о взорванном быте, о способности остаться человеком в любых обстоятельствах или вконец оскотиниться, о чувствах, которые не выдерживают испытаний, о взрослении и благодарности. Перетасованные фрагменты легко выстраиваются в линейный рассказ: ночь, улица, фонарь, Большая медведица в морозном небе, случайно свободная комната в студенческой общаге, встреча двоих. Война, одноклассники по одному приходят прощаться, юный муж отправляется на военные курсы, юная жена на сносях едет куда-то через всю страну: сначала в Ташкент, к мачехе, которой там давно нет, потом в Саратов, к свекру, который ее, уже с новорожденным внуком, не примет. Голод, холод, мытарства, потерянные карточки и чуть было не потерянный ребенок. Бесконечная человеческая злоба и бесконечная, необъяснимая, нелогичная человеческая доброта.

«Мадонна с цветком» в Театре-студии п/р Олега Табакова. Фотография: Ксения Бубенец. Предоставлено театром.
«Мадонна с цветком» в Театре-студии п/р Олега Табакова. Фотография: Ксения Бубенец. Предоставлено театром.

В спектакле, оформленном незатейливо, по-студенчески, когда из столов и ящиков сооружают буквально все, заняты еще не обстрелянные «бойцы» — студенты театральной Школы Олега Табакова, но их человеческая зрелость и актерское бесстрашие не может не удивлять. В первую очередь, это касается Юлианы Гребе и ее героини Нины, девочки-матери, гордой, колючей, застенчивой, сумевшей отвоевать у войны сына, но не сумевшей уберечь любовь к его отцу, и горестно наблюдающей за тем, как умерло то, что когда-то было самым главным.

Спектакль «Мадонна с цветком» — целая галерея женских образов и безукоризненных актерских работ: согнутая к земле, но прямая духом тетя Женя (Алена Лаптева), гибельная в своей красоте и святая в своей доброте давалка и кормилица всея Саратова Клавдия (Зоя Кузьмина) и другие. Но Наталью Качалову в роли бабки Ипполитовны — с заячьей губой, резким, на одной ноте, голосом и диким говором, убогой (в смысле, подвизавшейся у Бога) старухи — стоит выделить особо: с таким мастерством и любовью сотворена эта роль. Вот, пожалуй, ее имя стоит запомнить. И не только театроведам.

Комментарии
Предыдущая статья
Израильский contemporary dance: танец на автобусном вокзале 09.09.2015
Следующая статья
Матильд Моннье и Метте Ингвартсен: совместный опыт хрупкости 09.09.2015
материалы по теме
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…
Блог
«Её личная религия – помогать людям». К юбилею Алисы Бруновны Фрейндлих
Сегодня вся театральная Россия и, конечно же, Большой драматический театр имени Товстоногова отмечают юбилей Алисы Бруновны Фрейндлих. Поверить в её возраст невозможно. Как невозможно не любить эту крошечную женщину и великую актрису, которая для всех, кто имеет счастье её знать,…