Александровский и Ловянникова превратят Ясную Поляну в театр

На фото - «В. м. и п. с. с. ж. н. м. м. с. и н. с.» («спектакль в поле»). Фото предоставлено организаторами фестиваля

В программе фестиваля «Толстой», который пройдёт с 4 по 7 июля, — аудиоспектакль, квест, саунд-драма, лабораторная и образовательная программы, а также многое другое.

Международный театральный фестиваль «Толстой» пройдёт в Ясной Поляне в четвёртый раз — расширив не только программу и жанровый диапазон, но и сроки проведения: неслучайно впервые «Толстой Weekend» избавился от второго слова в названии. Директор музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» Екатерина Толстая поясняет: «…со временем мы поняли, что нам не хочется ограничивать его только выходными днями. В этом году у фестиваля есть открытые репетиции и образовательная онлайн-программа», — а ожидаемое количество зрителей составляет десять тысяч человек.

«Фестиваль „Толстой“ — это фестиваль процесса, его афиша зависит от того, что поставлено по текстам Льва Николаевича в мире. Толстой, как бы мы ни хотели обратного, не самый репертуарный писатель, но сам фестиваль в Ясной Поляне стал мощным стимулом для постановок, убеждением, что Толстого ставить надо. В этой связи главная наша цель — мотивировать художников интересоваться текстами Толстого и поощрять их интерес», — подчёркивает программный директор фестиваля Павел Руднев.

Более трёх десятков событий «Толстого» в этом году включают в себя российскую, зарубежную и экспериментальную программы. Зарубежную программу составят три названия: два спектакля по «Анне Карениной», которые сыграют в один вечер — постановка частного театра Ģertrūdes Ielas Teātris из Риги «ANNA : ЛЮБОЛЬ» и «Анна Каренина» болгарского театра «София» (первая проходит по разряду «экспериментальных», а вторая — «классических» прочтений), — и «кавказская» интерпретация повести «Хаджи-Мурат», которую представит Государственный русский театр драмы им. Ф. Искандера из Сухума.

Российскую программу фестиваля можно условно разделить на три части. Первая — спектакли Тульского академического театра драмы по толстовским текстам, «Каренины» Евгения Маленчева и «Грех» Геннадия Тростянецкого (в основе — написанная Олегом Богаевым специально для театра инсценировка «Дьявола»), причём «Грех», спектакль открытия, будет впервые в истории фестиваля проходить вне Ясной Поляны — на родной тульской сцене. Вторая часть российской программы — иногородние постановки: «Дьявол» Дениса Хусниярова (Краснодарский молодёжный театр) и спектакль Государственного театра киноактёра «Воскресение» — традиционно для Сергея Землянского, романный материал здесь переведён на язык бессловесной пластической драмы. Третья часть российской программы — нововведение прошлого года: постановки не по текстам Толстого, а по созвучным ему произведениям. В этом году «ночную программу» в Яблоневом саду составят «Иллюзии» Вырыпаева (казанский «Театр. Акт») и «Фабричные» по пьесе Володина (московская «307-я студия»).

Оставшаяся часть обширной программы — интерактивные, иммерсивные или партиципаторные спектакли, работы, созданные на стыке жанров, и, прежде всего, созданный целенаправленно для «Толстого» сайт-специфик. Очевидный хэдлайнер здесь — «спектакль в поле», сочинённый Семёном Александровским и Михаилом Дурненковым. Сложное название «В. м. и п. с. с. ж. н. м. м. с. и н. с.» отсылает к знаменитой переписке героев «Войны и мира», а замысел самого спектакля режиссёр описывает так: «Мы создадим две группы: мужскую „группу Левина“ и женскую „группу Кити“. Их маршруты начнутся в противоположных концах поля, а дальнейший путь будет зависеть от зрительского выбора. Встретятся ли они, согласно завету Толстого, или разминутся, пройдут мимо друг друга, будто чужие, — зависит от самих зрителей, от их ответов и от их участия в действии». Ещё одна «неформальная» работа фестиваля также основана на «Войне и мире» — для детей и подростков (маркировка «6+») Александра Ловянникова сочинила одноимённый квест (в нём тоже два маршрута — «война» и «мир»). Режиссёр объясняет свою идею: «Дети побаиваются классических текстов: они кажутся им слишком длинными, в них много незнакомых слов, а у того же Льва Толстого целые страницы написаны по-французски — в русской-то книжке. Я считаю, можно снять этот страх перед классикой ещё в раннем школьном возрасте, поэтому решила создать игру по мотивам „Войны и мира“ — романа, который проходят только в 10 классе». Третье «нестандартное» обращение к тому же толстовскому роману — прошлогодняя премьера, аудиоспектакль-прогулка Евгения Маленчева, где фрагменты «Войны и мира» переплетаются с дневниками, письмами и воспоминаниями Льва Николаевича и Софьи Андреевны (в основе — пьеса Юлии Поспеловой).

Кроме того, в программе саунд-драма Алексея Размахова «Детство» по одноимённой повести Толстого (маркировка «4+»), музыкальный спектакль «Пятница. Досужие разговоры в ожидании гостя» — попытка реконструировать звуковую картину деревни начала ХХ века (режиссёр Ирина Кудряшова и руководитель фольклорного ансамбля «Вереница» Юлия Бортулева сочинили «Пятницу» на основе воспоминаний яснополянских крестьян о Толстом и материалов фольклорной экспедиции Тульского педагогического университета в Ясную Поляну), а также лабораторные работы — три эскиза по малоизвестным текстам Толстого, которые сыграют на холме зеленоградский «Ведогонъ-театр» («Чем люди живы»), Рязанский областной драматический театр («Толстой. Четыре» по рассказам «Ходынка», «Алёша Горшок», «Сила детства» и «Бог правду видит, да не скоро скажет») и Краснодарский молодёжный театр («Три смерти»).

Наконец, фестиваль работает над образовательной программой — в частности, на базе проектов «Полка» и «Arzamas» готовятся подкасты о классической литературе и гиды по фестивалю.

Отметим, что, несмотря на то, что за два дня была продана тысяча билетов, в онлайн-продаже они ещё есть —  кроме того, как сообщили журналу ТЕАТР. организаторы, планируется дополнительное поступление билетов в онлайн, а затем в продажу поступят «бумажные» билеты. Показы эскизов на холме можно увидеть бесплатно — вход по регистрации. Все подробности (включая способы трансфера) можно узнать на сайте фестиваля.

Комментарии
Предыдущая статья
Колумбийский университет издаёт антологию новой русской драмы 08.06.2019
Следующая статья
Семён Серзин выпускает московско-петербургский спектакль о Шпаликове 08.06.2019
материалы по теме
Новости
Семён Александровский исследует в Израиле тему буллинга  
Сегодня, 14 декабря, режиссёр Семён Александровский выпускает в Израиле спектакль по пьесе Кристин Риндеркнехт «Ливия, 15». Премьера пройдёт в пространстве The Mill недалеко от Хайфы.   
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…