Теория идеального пространства в идеальном театре


01.

Представь себе идеальное пространство, в которое упало твое «я». Не вошло, не проникло, не переместилось, а именно мгновенно упало, как будто внезапно выключили свет в комнате, в которой ты находился, и пол, на котором ты стоял, открылся под тобой.

02.

Это пространство без верха и низа, без левого и правого.

03.

В нем стерты границы и пределы.

04.

Оно устраняет силу притяжения и страх.

05.

Страх — это путь твоей жизни от рождения до смерти.

06.

Страх — это охранные инстинкты. Они нужны, чтобы твое физическое и психическое «я» не погибли.

07.

Страх — это тот рюкзак, который мы носим за спиной. Это камень, который лежит на груди, сдерживая легкое дыхание художника.

08.

Страх слышен в первом крике новорожденного.

09.

Страх пронизывает и развивает в человеке первые сексуальные импульсы.

10.

Страх — это тень, которая с нами. Мы идем, бежим, спим, плывем, молчим, кричим, репетируем, и он, этот проклятый страх, он возле нас.

11.

Мы преодолеваем его разными способами. Покоем, динамикой, поисками радости, верой и безверием, наслаждениями физическими и психическими, предательствами и всяческими человеческими уловками.

12.

Страх может отойти, отступить. Дать надежду, что он уже не существует, чтобы опять прийти в тот момент, когда ты его уже не ждешь.

13.

Страх — это полицейский и одновременно контроль, который он осуществляет. Страх — это скрытая видеокамера, которая фиксирует твои ошибки и предательства.

14.

У каждого человека свои страхи. Они разные и одновременно они схожие.

15.

Если человек пытается вырваться за пределы своих координат, страх открывает двери Ужасу и Наказанию (об этом постоянно напоминали древние мифы).

16.

Ужас мгновенен, он поражает в самое сердце без промаха — точно.

17.

Ужас отвечает за уничтожение тех людей, которые решили выпрыгнуть из скоростного экспресса повседневной жизни.

18.

Падение в идеальное пространство — это выход к свободе, которая существовала до страха.

19.

Все начинается с тишины.

20.

Ты должен стать частью этой тишины. В ней идеальное пространство само подбирает тебе правильную оптику, прикладывает к твоей психике и тончайшим душевным капиллярам разные линзы.

21.

Идеально видеть — значит видеть все вещи такими, какие они есть. Видеть без искажения и объяснений, без трактовок, идеологий и штампов. Видеть все, что было или могло быть до тебя, все, что будет после тебя. Видеть и слышать то, что за пределами, за горизонтом.

22.

В идеальном пространстве ты увидишь суть яблока. Оно будет одно — это яблоко, и одновременно в нем будут все яблоки мира. Ты будешь покачиваться в этом пространстве вместе с этим яблоком и становиться яблоком. И яблоко будет приобретать твои свойства и секреты.

23.

Вдруг ты увидишь лису, которая загипнотизирует тебя и передаст все свои знания, инстинкты и повадки. Ее глаза соединяются с твоими уже лисьими глазами. Теперь у тебя в сознании есть эта лиса и все лисы мира. Ты получишь одновременно чувство норы лисы, брачной любви лис. Ее способность улавливать запахи и держать след. Ты теперь в контакте с лунным светом и блеском луны. Ты чувствуешь на своих губах, как лиса потрошила пойманных птиц. Трепыхание жизни и смерти и страсть.

25.

Актеры будущего — это астронавты, добровольно отправляющиеся в идеальное пространство из круга деревянных или пластиковых театральных залов.

26.

Перед тем как попасть в идеальное пространство, они должны пройти длительный подготовительный период. Они должны пройти Чистилище.

27.

Словно бы ты-яблоко попадаешь в последнюю модель соковыжималки, и из тебя сцеживают твою сущность и твою правду. Остальная часть твоего «я» уходит, как жмых в контейнер отходов.

28.

Твой сок вылит, но он не пролился на пол. Он разлетелся миллионами прозрачных капель, которые то зависают, то перемещаются, так как гравитация здесь отсутствует. Это красивое зрелище — икринки разбросаны, священнодействие началось.

29.

Когда-то я видел такой сон. Я лежу, а из меня вылетают разного размера круги и шарики. Они белые и попадают на круглый экран вокруг меня и сливаются с ним. Я с ошеломлением наблюдаю, как шарики, из которых я состою, перемешиваются. И я помню два сильнейших чувства. Первое — восторг: ах, как красиво и грациозно эти шарики перемещаются. И второе — судорожное: где я? кто я теперь?

30.

Когда тебя прежнего нет, ты подготовлен к переходу в идеальное пространство.

31.

Актер будущего разрывает пуповину с родиной, деревьями и цветами, водой и океанами, нежностью и вздохами, поцелуями и чувством влюбленности, дождем и запахом грибов, и шумом веток в лесу, ритмами мегаполиса, дребезжанием стекла в окне. Все это теперь он будет получать в другом качестве. Мягкость покрывала от кровати и шаги каблуков на лестнице будут иными, к ним будет добавляться еще что-то.

32.

Для входа в идеальное пространство актер лишается социальности. Он становится безнациональным и мультинациональным (в нем теперь кодируется весь спектр всех народностей, рас и верований).

33.

Он лишен ненависти к другим и поэтому лишается ненависти к самому себе. Он сострадает всему живому и дышащему.

34.

Он может быть влажным и сухим, водой и камнем, огнем и льдом. Он может быть бабушкой и дедушкой, мальчиком и девочкой, он может быть предметом, ветром, явлением, облаком, ящерицей, цветком, змеей и водорослями. Он может быть отображением в воде.

35.

Он наделяется бесстрашием. Он теперь хочет сделать так, чтобы его отвергли и казнили современники.

36.

Он наделен возможностью встречи с божественным. Но также встречи с антибожественным. Через его сознание проскакивают как темные энергии, так и светлые. Он сможет заглядывать в черные дыры и получать видения, которые иногда получали сумасшедшие или гении.

37.

Те, кто живут в параллельном с ним мире, мире настоящего, для него не существуют.

38.

Также не существуют для него ни деньги, ни контракты, ни журналисты, ни критики, ни общественное мнение, ни слава, ни хула.

39.

Ни зритель.

40.

Очень важно перестать работать и творить для зрителей, друзей, любимых и врагов, живущих параллельно.

41.

Цель актера будущего фиксировать то, что называется правдой, искать правду за правдой. Фиксировать правду в отсутствие правды и перераспреде-лять ее в художественный кислород.

42.

У актера будущего нет авторитетов. Нет кумиров, учителей, предыдущих гениев, которые двигали развитие театра.

43.

У актера будущего нет табу.

44.

Актер будущего — как настоящий большой писатель, который пишет в стол. В никуда. Пишет, потому что должен написать судьбу. Он теперь имеет смелость называть вещи своими именами. Он теперь безжалостен, жесток и равнодушен к тому, о чем и кому он рассказывает.

45.

Когда после Чистилища актер переместится в идеальное пространство, он будет защищен, как свидетель, которого переместили в недосягаемые для мести и наказания места.

46.

Ему поменяли лицо, изменили голос, вшили в мозг и сердце чип суперправды и из сердца и кровеносных сосудов вытащили страх и зависть, поменяли имя, пол и биографию.

47.

Теперь он может подключиться ко всем грехам человеческим. Получать данные психических импульсов человека, мотивов любви, ненависти, убийств, борьбы за власть и предательств (все, из чего состоит большая литература и мифы).

48.

Актер будущего — это уже не человек. Он имеет форму человека, а содержание у него не человеческое. В нем теперь есть мощный имитатор человеческого, ведь теперь он знает финал человека в человеке.

49.

И имитация эта такой силы, что это во много раз более человечный человек.

50.

Представьте себе, что мы теперь знаем, когда мы умрем, как и где. Это знание переворачивает наше существование. С этого момента все дни и годы окрашены этим знанием и меняют поведение и психику.

51.

Словно тебе показали, как на Марсе была копия нашей цивилизации, и ты уже, как в кинофильме, видел ландшафты этой планеты. Ты дышал ее воздухом и плавал в ее океанах, и пребывал в ее древних лесах. А сейчас ты видишь ее финал.

52.

Зная начало и конец мира, актер будущего по-другому будет рассказывать и показывать средний путь человека.

53.

Театр будущего будет без человека, но для человека.

54.

Потому что борьба за человеческое в человеке будет идти до последней секунды со звериным с человеке.

55.

А каждый актер будет состоять внутри себя из актера, из режиссера, драматурга и зрителя.

56.

А новый зритель может стать участником этих фантастических, опасных, ослепительных путешествий.

57.

И вот в этом идеальном пространстве начинает формироваться идеальный театр — вне государства, вне политики, вне климата, вне запрещений и цензур и вне здравого смысла.

58.

Сексуальность и чувствительность в нем будут выше, чем в реальности.

59.

Потому что обнимать и целовать вас будут одновременно и реальность, и иллюзия.

60.

Те, кто начнет путешествие в идеальное пространство, должны психически подписать согласие на невозвращение.

61.

Возможность невозвращения и есть новое качество нового актера.

62.

Ведь тот, кто попадет в идеальное пространство, попадет как бы в зазеркалье, из которого закрыт путь назад.

63.

Актер будущего должен хотеть не вернуться никогда.

64.

Ты перемещаешься, ты паришь, ты исчезаешь. Шарики твоего «я» разлетаются. И последнее, что ты помнишь, это твое «Ах!». Как красиво, как никогда до этого. Как никогда до этого ты свободен. Это и есть свобода смелых.

Написано 20—25 ноября 2015

Комментарии
Предыдущая статья
С кем воевать и мириться 08.10.2016
Следующая статья
Они прилетели 08.10.2016
материалы по теме
Архив
Три не сестры
На фестивале «Любимовка-2015» прочитали «Пушечное мясо» Павла Пряжко в постановке Дмитрия Волкострелова – парадоксальный пример того, как делать театр политически
Архив
Подземные воды и вязкий огонь: «Стойкий принцип» Бориса Юхананова
«Стойкий принцип» идет в два дня, и смотреть обязательно надо обе его части. Именно вторая из них открывает подлинный смысл этого спектакля, который лишь на очень поверхностный взгляд топчется в предбаннике васильевского ученичества