Театр.doc: хроника

Театр документальной пьесы Театр.doc (негосударственный, некоммерческий, независимый, коллективный проект драматургов) открылся в 2002 году спектаклем «Кислород» только что приехавшего из Иркутска Ивана Вырыпаева. Альтернативные десять заповедей от лица парня из Серпухова впервые прозвучали в отремонтированном силами драматургов — Максима Курочкина, Сергея Калужанова, Александра Вартанова и многих других — и с подачи Вырыпаева выкрашенном в черный цвет подвале в Трехпрудном переулке.

Открытию «Докa» предшествовали семинары Royal Court, при поддержке Британского совета организованные в 1999 и 2000 годах «Золотой маской». На занятиях со Стивеном Долдри и Джеймсом Макдональдом молодые драматурги и режиссеры учились, в частности, технике вербатим — специфическому умению брать нежурналистские интервью и монтировать из них текст пьесы.

«Первый мужчина» Елены Исаевой (2002) — спектакль по интервью с женщинами об их отцах. В ролях — молодые кинодокументалистки Настя Тарасова и Оля Стефанова.

«Преступления страсти» Галины Синькиной (2002) — спектакль про убийства из-за любви по интервью с заключенными Орловской женской колонии.

Фестиваль молодой драматургии «Любимовка» с 2002 года переезжает в Театр.doc.

«Большая жрачка» Александра Вартанова — Татьяны Копыловой — Руслана Маликова (2003) была сделана по следам опыта телевизионной работы авторов и одновременно «доноров» спектакля.

«Война молдаван за картонную коробку» Михаила Угарова по пьесе Александра Родионова (2003) решала вопрос «натуральности» пребывания на сцене за счет присвоения актерами-немосквичами чужого документального материала, адаптированного к собственному жизненному опыту.

«Дoк.тор» Елены Исаевой и Владимира Панкова (2005) демонстрировал метод Soundrama в отношении текста, основанного на дневниковых рассказах астраханского врача. Первая работа художника Яши Каждана в «Доке».

«Заполярная правда» Юрия Клавдиева и Георга Жено (2006) — спектакль о ВИЧ-инфицированных наркозависимых, сделанный после поездки авторов в Норильск. В финале актеры устраивали «проверку на бдительность», предлагая зрителям выпить чаю из своих «заразных» чашек.

«Сентябрь.doc» (2005), «Час восемнадцать» (2010), «Двое в твоем доме» (2011) стали примерами актуального политического театра, воспользовавшегося «свидетельскими показаниями», для того чтобы по-брехтовски открыто поставить зрителя перед необходимостью выбора. «Час восемнадцать», о смерти адвоката Сергея Магнитского в сизо, был попыткой театрального суда над избежавшими наказания убийцами в погонах. Все три поставил Угаров; «Сентябрь.doc» писала Гремина по материалам кавказских чатов, взорвавшихся ненавистью после событий в Беслане; жанровую комедию «Двое в твоем доме» о кандидате в белорусские президенты поэте и политике Владимире Некляеве делала группа доковских драматургов под руководством Греминой; для «Час восемнадцать» Гремина вместе с участниками проекта изучали материалы дела и общались с правозащитниками.

«КиноТеатр.doc» — фестиваль реального кино, стартовавший в 2005 году благодаря инициативе молодых продюсеров Михаила Синева и Виктора Федосеева, маркирует начало повышенного спроса на молодую документалистику, и школу Марины Разбежкиной в частности.

«Час восемнадцать», режиссеры Талгат Баталов, Михаил Угаров, Театр.doc, 2010
«Час восемнадцать», режиссеры Талгат Баталов, Михаил Угаров, Театр.doc, 2010.

«Синий слесарь» Михаила Дурненкова — Михаила Угарова (2007) — слесарные «хокку» стали точкой опоры для неожиданного открытия заводской темы.

«Трусы» Елены Невежиной (2007, копродукция с ЦДР) и «Жизнь удалась» Угарова — Марата Гацалова (2009) — два спектакля по текстам Павла Пряжко, открывших театру важнейшего современного автора и новый способ работы с языком. В 2007 году тогдашний арт-директор «Любимовки» Елена Ковальская провела в «Доке» фестиваль пьес Пряжко. «Жизнь удалась», утвердившая за читкой статус новой театральной формы, получила спецприз жюри «Золотой маски» и стала первым официальным признанием Пряжко. Первая работа художника Ксении Перетрухиной в «Доке».

«Зажги мой огонь» (2011) — коллективный проект журналистки и прозаика Саши Денисовой, режиссера Юрия Муравицкого и группы актеров «Дока», инспирированный «методом Люпы»: в спектакле сработало наложение личного рефлексивного опыта 30—40-летних актеров на эпизоды из жизни Джима Моррисона, Дженис Джоплин и Джимми Хендрикса.

«Оскорбленные чувства» Анастасии Патлай, Екатерины Бондаренко, Ильи Фальковского (2011) — коллективный проект на материалах интервью с фигурантами дела о выставке «Запретное искусство» (2006) Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова, ставшей одним из первых столкновений между современной культурой и религией в нынешней России.

«Берлуспутин» Варвары Фаэр по пьесе Дарио Фо (2011) — громкий политический фарс с участием Евдокии Германовой и Сергея Епишева разыгрывался, среди прочего, на открытой площадке московского «Оккупай Абая».

«Солдат» Дмитрия Волкострелова по состоящему из одной ремарки тексту Пряжко (2012) — первое вживление петербургского Театра Post (2010) в пространство так называемого «нового дока», концептуальный жест, предъявивший время спектакля и совершаемые внутри его действия как документ.

Начиная с «Театра простодушных» Игоря Неупокоева (в 2003-м стали выступать на площадке «Дока»), социальные проекты — часть доковской работы. В 2012-м стартовал «школьный проект», участники которого — актеры и драматурги Театра.doc читали и разыгрывали в московских школах русскую классику.

«Акын-опера» Всеволода Лисовского (2012) — «свидетельский» спектакль с участием работающих в Москве иммигрантов — выходцев с Памира, проблематизирующий зону отчуждения между разными социальными слоями, сформированную предубеждениями в отношении «дворников» и незнанием их бэкграунда.

«Дневники Майдана» Натальи Ворожбит, Андрея Мая и группы авторов-свидетелей были прочитаны впервые на «Новой пьесе» (внеконкурсная программа «Маска плюс» фестиваля «Золотая маска») в марте 2014 года, в разгар киевских событий. Коллаж из противоречивых свидетельств снимал проблему недоверия к документальному тексту и его «носителям».

«150 причин не защищать Родину» Елены Греминой (2013) — попытка современной историософии, дебют драматурга в качестве режиссера. Спектакль вошел в лонг-лист «Золотой маски — 2014».

В ноябре 2014-го руководитель Театра.doc Елена Гремина получила от Москомимущества датированное маем уведомление о необходимости освободить арендуемое 12 лет помещение в связи с нарушением порядка его эксплуатации. Попытка отстоять подвал в Трехпрудном не удалась. Театр ищет новый дом, чтобы завершить ряд начатых проектов: «Болотное дело» — о политических узниках, «Раса» — об убийцах адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, «Сироты» социального работника Артема Материнского — о взаимоотношениях брошенных детей и их родителей, «Оглянись во гневе» — Любовь Мульменко переписывает для Угарова знаменитую пьесу Джона Осборна, «РСДРП» — Гремина при содействии Анатолия Осмоловского и Светланы Басковой пишет про компартию, «Региональные истории» — Ярослава Пулинович, Полина Бородина и Елена Ковальская рассказывают о своих родных городах.

Комментарии
Предыдущая статья
Ларисе Павловне Солнцевой 09.07.2015
Следующая статья
Rimini Protokoll: Театр (со)участия 09.07.2015
материалы по теме
Архив
БДТ: В главных ролях — зрители
Андрей Могучий и Борис Павлович рассказали журналу Театр., как они работали над документальным проектом «Мой БДТ», зачем затеяли этот проект и как он изменил их отношение к театру. Диск с записью проекта выходит приложением к журналу.
Архив
Похулиганили и забыли
Честно — не помню, когда мы придумали манифест. Судя по всему, году в 2003-м, когда я вернулся с летнего семинара в лондонском Royal Court, где я нахватался всяких идей, в том числе про необходимость манифестов и программных статей. Плюс, конечно, воспоминания про «Догму-95» имели место. Мы написали его одной пьяной ночью, в комнате…