Также 1 сентября в рамках клубной программы фестиваля в «Смайл-кафе» будут презентованы ещё несколько недавно изданных книг, связанных с современной драматургией.
В рамках презентации будут представлены издания, о которых журнал ТЕАТР. уже рассказывал ранее: двухтомник «Тексты и пьесы» Михаила Угарова и Елены Греминой (издательство «Новое литературное обозрение»), двухчастный сборник «Современная подростковая драма» (издательство «Самокат»), книга «Вадим Леванов в воспоминаниях» (тольяттинский филиал «Ульяновского Дома печати») и недавно изданный в Польше «Экспериментальный словарь новейшей драматургии» под редакцией Сергея Лавлинского.
Об «Экспериментальном словаре…» Сергей Лавлинский подробно рассказал журналу ТЕАТР.: «Был такой фестиваль, который я организовывал, – «Драмомания» в Кемеровском университете. Там было несколько, как это сейчас принято называть, кластеров: научные события – конференции, круглые столы – и читки, спектакли, музыкальные перформансы. В рамках этого события у нас вышло несколько сборников научных материалов о современной драматургии. И, соответственно, мои бывшие ученики предложили создать такой словарь – это было году в 2010-м или 2011-м. Потом материалы добирались, у нас было несколько встреч, и в течение десяти лет собирались материалы словаря.
Есть понятия, которые хорошо известны всем теоретикам: конфликт, драма, действие, – но они требуют каких-то концептуальных уточнений в связи с появлением нового материала. Мы все находимся в идиотической пост-постмодернистской ситуации, когда все говорят какие-то слова, не очень отвечая за их смысл, часто используя их приблизительно. Но любое понятие требует прояснения объёма, границ, употребления, – вообще научной рефлексии. Возникает необходимость не то чтобы переформулировать, но, во всяком случае, отрефлексировать традицию и сформулировать, как это может выглядеть в настоящий момент (скажем, меняется тип героя).
Поскольку я занимаюсь теорией литературы, то драма меня интересует прежде всего как литературоведа, а не как театроведа. Здесь весь материал новый, свежий – все теоретические обобщения делались на том, что появилось в драматургии в последние 25 лет (условно говоря, начиная с Коляды и до сегодняшнего дня). Хотя, конечно, есть статьи, в которых говорится и о том, что предшествовало этим явлениям – поствампиловская традиция, например.
Поскольку исследователи, с которыми я сотрудничал, из разных городов, создавались определённые трудности, но постепенно тексты складывались. И когда возник вопрос о том, где это можно было бы опубликовать, несколько материалов появились по приглашению Полины Богдановой в «Современной драматургии», несколько – в «Новом филологическом журнале», а потом этим заинтересовались польские коллеги – в Седльце замечательная кафедра русистики, и тогдашний завкафедрой, исследователь русской литературы Роман Мних предложил мне два года назад издать словарь у них.
Здесь около пятидесяти статей – мы успели не всё, что было у меня в словнике, но я решил сделать остановку – а кому захочется, сможет это продолжить дальше. Есть статьи, посвящённые новой драме как культурному явлению – и новой драме с точки зрения историко-литературной (это не одно и то же); было введено несколько новых понятий, которые вообще никогда не использовались театроведами и литературоведами, занимавшимися исследованием драмы.
Вторая (после моей) предисловная статья Анны Синицкой, исследователя из Самары, очень подробно говорит о новейшей драматургии и ей основных аспектах, – насколько я знаю, так, как пишет Синицкая, об этом ещё никто не говорил».
Презентация пройдёт 1 сентября в 23:00 в Арт-кафе «Смайл» на Покровке. Вход на это событие свободный и не требует предварительной регистрации.