Скромное обаяние БИТЕФа

В Белграде закончился самый крупный восточноевропейский театральный фестиваль. Он впервые проводился без своего основателя, Йована Чирилова, и был посвящен его памяти. Корреспондент Театра. — об итогах, тенденциях, и призраке СФРЮ, бродившем на фестивале.

В 1967-м писатель и критик Йован Чирилов и режиссер Мира Траилович придумали фестиваль, скоро ставший одним из самых престижных в Европе. Социалистическая Югославия позволяла себе то, что нам и не снилось: вот, скажем, афиша БИТЕФа-1976: рядом с «Гамлетом» Юрия Любимова — «Эйнштейн на пляже» Роберта Уилсона. Сегодня кажется, что это спектакли разных эпох, на самом деле они существовали рядом, и на БИТЕФе оба получили гран-при. В то время белградский фестиваль был практически единственным местом без железного занавеса — местом встречи театральных людей Западной и Восточной Европы. В 1989-м, после смерти Миры Траилович, Йован Чирилов продолжал дело один. В новейшие времена бюджет БИТЕФа стал куда скромнее, но фестиваль умудрялся держать марку, даже существуя в оппозиции к режиму Милошевича. В последние годы помощницей Чирилова стала молодая куратор Аня Суша. Афишу нынешнего, 49-го БИТЕФа, ей пришлось формировать уже без Чирилова.

Главная тема спектаклей нынешнего форума — не столько прощание с СФРЮ, сколько размышление о том, как обустроить свой еще недавно разрушенный дом и жить в нем дальше. За балканскими проблемами в спектаклях легко угадывались проблемы общечеловеческие. Хотя на традиционных для БИТЕФа дискуссиях можно было заметить, что этот, более глобальный контекст, считывали, в основном, западные европейцы.

Речь не только о «Комплексе Ристича» Оливера Фрлича (Oliver Frljic), ставшего бомбой нынешнего БИТЕФа, вызвавшего споры и, в итоге, не получившего награды, но, скажем, о спектакле «Common Ground» Яэль Ронен (Yael Ronen), которому публика аплодировала стоя. Родившаяся в Израиле и живущая в Германии режиссер поставила его в студии берлинского Театра Максима Горького. Ее артисты — выходцы из стран бывшей Югославии, выросшие в эмиграции и рассказавшие ей свои истории. Сюжет документальной постановки, основанной на реальных фактах, — их поездка в Боснию, на родину одной из героинь. Изящно сделанный, точно выстроенный по ритму спектакль не столько анализирует прошлое, сколько размышляет о том, каким предрассудком в сегодняшнем мире остается понятие национальности. «Вы из Белграда? —Да. — Значит, вы серб? — Как Вам сказать: мой прадед приплыл с Сицилии, дед женился на боснийке, отец — на хорватке… в общем, я югослав» — диалог разыгрывается скороговоркой, актер перебегает от одного «родственника» к другому, все машут трехцветными флажками Югославии и смущенно улыбаются. В другом эпизоде юноша-стюарт, находясь в самолете, узнает о бомбардировке Белграда. «Мою семью разбомбили, я летаю, а их бомбят», — повторяет актер до тех пор, пока слезы не делают его речь совсем неразборчивой. «У вас только эмоции, вы не называете виновных», — упрекнул потом кто-то артистов на обсуждении. Словом, часть зрителей и сегодня ждет от БИТЕФа не театральных открытий, а прямых ответов на больные вопросы прошлого.

Свой план построения будущего белградский режиссер и журналист Златко Пакович (Zlatko Pakovic) создал на основе пьесы Ибсена «Враг народа», прибавил к ней брехтовские зонги, брехтовские же размышления об искусстве и собственные мысли о постдраматическом театре. Бунт доктора Штокмана — представителя среднего класса, не желающего жить в тотальной коррупции; сюжеты из жизни нынешнего президента Сербии, подробности убийства премьер-министра Зорана Джинджича (выдавшего международному трибуналу Милошевича) и записанные актерами истории четырех сербов, ставших люмпенами после распада СФРЮ, — все соединилось в новой опере нищих, разыгранной на крошечной сцене-ринге. «Нам разбили окна, меня выгнали с работы, моих детей не принимают в школу. Ну что ж, я буду учить их сам. Чему мы будем учиться, дети? — Мы научимся быть свободными людьми. — И что мы станем делать, когда будем свободными? — Честно работать. Помогать бедным, делиться с голодными. И тогда нам не придется уезжать. Мы остаемся в этой стране» — финал, исполненный двумя актрисами-сопрано, звучит почти как гимн.
Выбирая будущее и оглядываясь на прошлое, нынешний БИТЕФ вспомнил и о марксизме. Спектакль-беседа «Дискретный шарм марксизма» выпущен сербом Бояном Джорджевым (Bojan Djordjev) совместно с амстердамским центром «DasArts». Поскольку философия — пища для ума, режиссер, он же ведущий, предлагает рассаженным за столики зрителям разделить с ним трапезу — тарелки и подносы полны больших и маленьких бумаг с цитатами из марксистской философии. «Мясное блюдо» — большой лист с текстами — предлагается есть вместе, то есть читать вслух. Все же социализм в СФРЮ был с человеческим лицом и без запрета на частную собственность — то, что в России неизбежно вылилось бы в скандал, в Сербии воспринимается мирно. Два часа к ряду зрители обсуждают, является ли пролетариат революционным классом. Высказанный автором этих строк вслух отказ от подобного «мяса» и напоминание о советском опыте явно оживляет дискуссию и вызывает пояснение ведущего: мы же говорим не о воплощении, а о лишь о романтических менчтах.

О том, что любая война кончается горой мясных туш, напомнила «Илиада» Йернея Лоренци (Jernej Lorenci). Четырехчасовой, тонкой выделки спектакль начинается как читка, в которой актеры по очереди выходят к микрофонам, сперва примериваясь к образам богов и героев, а потом по уши втягиваясь в мясорубку Троянской войны. Забавно сравнить этот спектакль с 24-часовой «Горой Олимп» Яна Фабра. Вот она, разница менталитета и мироощущений: по Фабру, история, хоть и кровавая, продолжается, повторяясь вновь и вновь — человечество обречено на жизнь. Словенские же актеры заканчивают свой спектакль общей уютной песней, только гитару заменяет арфа Кассандры. Поют нежно, так что не сразу расслышишь текст: «We are going to die. Today or tomorrow, Life is what we borrow…» И дружески обращаются к кому-то в зале: «Скажите, как ваше имя? Ясмина? Ясмина is going to die…»

Русскую тему на фестивале представляла камерная «Смерть Ивана Ильича» Томи Янежича (Tomi Janezic) и «Мертвые души» Кирилла Серебренникова. А формальный театр — ярчайший «Murmel, murmel» немца Герберта Фритча (Herbert Fritch) и абсурдистский, хармсовский по духу «Мы короли, не люди» хорвата Матия Ферлина (Matija Ferlina).
Собственно, если что и вызвало удивление на нынешнем БИТЕФе, так это финальный
выбор жюри — выбор показался намеренно аполитичным, хотя и по-настоящему эстетским его не назовешь. Гран-при имени Миры Траилович получило «Адье» — спектакль-концерт француза Жонатана Капдевьея (Jonatan Capdevielle), обладателя контр-тенора, легко превращающегося из подростка, изнасилованного отцом, в Мадонну или Леди Гагу. Приз имени Йована Чирилова получили «Мы короли, не люди», а приз газеты «Политика», он же приз зрителей, достался «Илиаде».

Впрочем, обсуждать выбор жюри — дело довольно бессмысленное. Главное, что планка фестиваля остается пока на высоте. Ну, а членом жюри БИТЕФа, по правилам, придуманным Мирой Траилович и Йованом Чириловым, можно побывать только раз в жизни.

Комментарии
Предыдущая статья
Шаг в сторону считается побегом 24.09.2015
Следующая статья
Айседора Дункан: Сто десять лет свободного танца 24.09.2015
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…