В БТК молодые режиссёры ставят «притчевую клоунаду» по Пушкину

На фото - кукла Золотой рыбки. Фото предоставлено пресс-службой театра.

Премьеру коллективного сочинения трёх выпускников мастерской Руслана Кудашова в РГИСИ, спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке» (6+), в БТК приурочили ко дню рождения Пушкина — она пройдёт 6 июня.

Для Большого театра кукол «Сказка о рыбаке и рыбке» — не первое обращение к пушкинским текстам. Главный режиссёр БТК Руслан Кудашов 10 лет назад выпустил здесь спектакль «Покаяние и прощение» (он до сих пор в репертуаре). Однако в основе «Покаяния и прощения» были прозаические тексты — две из «Повестей Белкина», — и адресован этот спектакль взрослой аудитории (12+). Жанр спектакля Кудашова был обозначен как «лирическая фантасмагория», марионетки в нём становились «живой метафорой», а участниками спектакля были всего четыре актёра. Отчасти «Сказка о рыбаке и рыбке» наследует принципам той постановки: здесь будет минимальное число артистов, марионеточная система кукол и попытка прочитать пушкинскую сказку как философскую притчу.

В официальном релизе «Сказки о рыбаке и рыбке» БТК цитирует слова Кудашова (который также является художественным руководителем этой постановки), сказанные в связи с «Покаянием и прощением»: «У Пушкина прослеживается в тексте, что над миром героев есть ещё что-то, что можно определять по-разному: судьба, провидение, Всевышний… Но что-то над ними существует. Марионетка всегда стремится вверх, от земли». В случае со «Сказкой…» подход к тому, что «существует над героями», будет отличаться, как отличаются и жанры: режиссёры Владислав Тутак, Ирина Криворукова и Ксения Павлова назвали свою коллективную работу «притчевой клоунадой», а один из них, Владислав Тутак, станет «демиургом» истории — он сыграет Пушкина. «Автор, экспериментатор и исследователь человека», — говорится в релизе об этом персонаже «Сказки…».

Тутак поясняет и логику жанрового определения: «На сцене у нас будет большое море, а посредине моря — песчаный круг. Этот круг, остров, плавает посреди необъятного океана, и с него никуда не выбраться. В какой-то степени он будет напоминать цирковую арену, в нём актёры будут существовать по принципу клоунады». Пространство «Сказки…» создаёт главный художник БТК Марина Завьялова.

О месте, отведённом в спектакле марионеткам, на сайте театра говорится: «В каком ключе марионеточная система кукол предстанет перед зрителем, остаётся интригой». Тем не менее, релиз поясняет некоторые детали: марионеткам предстоит «играть» Золотую рыбку (артисты Дмитрий Чупахин и Сергей Беспалов), а Старика и Старуху в живом плане (без кукол, как драматические артисты) сыграют ведущие актёры БТК, выпускники первого курса Кудашова (2011) Михаил Ложкин и Василиса Ушакова (Ручимская).

Режиссёры спектакля задаются вопросом «цикличности жизни и искушений в ней», как говорится в релизе, а также возможности преодолеть эти искушения — или, как ещё ёмче сформулировано на сайте театра, «стоит ли золотая рыбка того, чтобы её ловить».

Напомним, что режиссёры «Сказки…» Владислав Тутак, Ирина Криворукова и Ксения Павлова, ещё будучи студентами, начали активную работу в БТК (и других театрах). В частности, спектакли Ирины Криворуковой «Маленький концерт для фортепиано с медведем» и Владислава Тутака «Лев и Птичка» стали участниками офф-программ «Золотой Маски-2021» («Детский Weekend» и «Маска Плюс» соответственно).

Комментарии
Предыдущая статья
На киноэкране покажут «Таню-Таню» Петра Фоменко 30.05.2021
Следующая статья
Найдена новая пьеса Лопе де Веги 30.05.2021
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».