Широко открытыми глазами

Несмотря на то, что contemporary dance в России по-прежнему не считают за искусство, а тем, кто им занимается, приходится постоянно доказывать, что они люди серьезные, в Северной столице уже 19 лет проходит один из крупнейших фестивалей современного танца в наших широтах. Корреспондент ТЕАТРА. — из Санкт-Петербурга.

В этом году OPEN LOOK не только показал свой «русский взгляд» (трехдневная программа, посвященная отечественному современному танцу, так и называется — RUSSIAN LOOK), но и устроил короткую вылазку в Москву, где в Центре имени Мейерхольда прошли показы работ швейцарских хореографов.

Именно швейцарцы открывали фестиваль и в Петербурге, точнее один швейцарец и дюжина русских (студенты независимой образовательной программы СОТЫ), которые стройными рядами «прогулялись» по улицам города, от Новой сцены Александринского театра до «Балтийского дома» — двух основных площадок нынешнего OPEN LOOK. Dancewalk, или танцевальная прогулка хореографа с говорящим псевдонимом Фуфуа Д’Имобилитэ напоминает разом и флешмоб, и массовый праздник, и даже советскую демонстрацию. Только участники не маршируют, а танцуют. Присоединиться к ним может любой желающий: это приветствуется и даже провоцируется — каждый из участников исполняет свою личную партитуру, но время от времени вступает во взаимодействие с прохожими, зеваками и друг другом, образуя неожиданные фигуры и композиции.

Предполагалось, что эмоциональные танцы в ярких костюмах, под громкий саундтрек электрошарманок сплотят зрителей, которые непременно захотят присоединиться к веселому карнавальному шествию. Как бы не так: в Летнем саду и на Троицком мосту, на набережной Фонтанки и в Александровском парке обязательно находился кто-то, кто начинал громко сетовать на сумасшедших, устроивших тут пляски прокаженных. Если в Москве пару дней спустя горожане готовы были хотя бы на секунду остановиться, присмотреться к происходящему и только потом отправиться по заранее заданной привычной траектории, то в Питере публика разделилась на две части: молодежь радостно присоединялась к необычному действу, а остальные недовольно бурчали про падение нравов. К сожалению, пока иммерсивный танец в наших просторах существует, скорее, в теории, оставаясь делом непривычным и неблагодарным. По большому счету, он лишь называется таковым (то есть танцем погружения, по аналогии с театром), не умея по-настоящему включить смотрящих, вовлечь их и завести, настраивая на свою волну.

Традиционные формы театра, разумеется, не вызывают у петербургской публики столь противоречивой реакции. Показанный в первый фестивальный день спектакль «Повзрослевшие» финской компании «Теро Сааринен» — часовой драмбалет о страданиях крепких скандинавских парней — судя по всему, не слишком понравился публике, но она все равно встретила его дружными аплодисментами. Швейцарка японского происхождения Каори Ито, словами и телом поведавшая зрителям о своих сложных взаимоотношениях с отцом-скульптором (который, конечно же, тоже танцует в спектакле), о проблемах с национальной и гендерной идентичностью, усталости от танца и т.д. — за свою пусть и не самую высокохудожественную откровенность получила шквал аплодисментов.

А венгерская компания современного танца из города Сегед и вовсе сорвала продолжительную овацию, устроив на сцене маленький праздник абсурда (неудивительно, учитывая, что именно так — «Абсурдия» — и называлась их постановка) под музыку Шостаковича. Обезличенные, на вид бесполые танцовщики в строгих черно-белых костюмах, с белыми резиновыми масками на лицах разыграли остроумный перформанс о механическом существовании строящих из себя наивных простаков «абсурдов». Наконец, тот самый Фуфуа Д’Имобилитэ, который открывал фестиваль уличным танц-шествием, разыграл/рассказал/станцевал забавный хореографический стенд-ап, посвященный истории танца от Петипа до Пины Бауш. Насмешки над классическим балетом и Рудольфом Нуреевым тогда еще не звучали так остро, так что основная доля зрительского восторга досталась Ивонн Районер, Марте Грэм и, разумеется, Айседоре Дункан в ироничном исполнении артистичного швейцарца.

После этого фестиваль (и я вместе с ним) частично перебрался в Москву. А в Питер пожаловали сначала Жозеф Надж с мировой премьерой «Пензум» про страстно влюбленного и при этом пытающегося не сойти с ума поэта, а потом легендарная «Ультима Вез» под предводительством Вима Вандекейбуса. Спектакль «Мокьюментари на современного Спасителя» стал, по общему, мнению, главным хитом программы, вызвав редкостное единодушие у зрителей и критиков. Кстати, вполне возможно, что скоро первые частично перейдут в разряд вторых: группа желающих больше узнать о современном танце все 10 дней фестиваля не только смотрела спектакли и обсуждала увиденное, но еще слушала лекции и постигала основы мастерства, от написания рецензий до взятия интервью. Так что на следующем, юбилейном, фестивале недостатка в профессиональном (и хочется верить незашоренном) взгляде на современный танец быть не должно, главное, чтоб было, на что смотреть и что фиксировать этими широко распахнутыми глазами.

Комментарии
Предыдущая статья
Экспрессионистский опыт нотации: партитура Лотара Шрайера 15.07.2017
Следующая статья
Театральные встречи. Глава первая 15.07.2017
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…