Пьеса про новых «Розенкранца и Гильденстерна» в исполнении автора прозвучит в Москве 2 июня.
Фантасмагория Виктора Шендеровича, инспирированная разошедшимся на мемы интервью «тех самых» Петрова и Боширова телеканалу Russia Today, разумеется, не документальна (как это и следует из жанрового определения). Во время работы над пьесой автор рассказывал, что она «началась со смелого предположения, что эти люди говорили правду». «Это пара, которая любит друг друга, и тайно от семей они просто свалили в Лондон, – продолжал рассказ Шендерович. – Один из них кроме второго ещё любит готику. И я предположил, что это правда. И это предположение показалось мне таким трогательным». В двух скандальных героях Шендерович увидел новых стоппардовских Розенкранца и Гильденстерна, и размышления в пьесе сконцентрированы на абсурде российской реальности и потере в ней человеком собственной идентификации.
В конце марта пьеса «Увидеть Солсбери» была поставлена в лондонском The Playground Theatre, причём сразу на двух языках – по-английски и по-русски. Постановку осуществил живущий в Лондоне режиссёр белорусского происхождения Владимир Щербань. В России фантасмагорию Шендеровича пока не только нигде не ставили, но и публично читали лишь единожды.
Приводим фрагмент из аннотации лондонской постановки, раскрывающей некоторые нюансы: «Да и как, в связи с Петровым и Бошировым, было не вспомнить Розенкранца и Гильденстерна, тоже посланных своим властителем в Англию, чтобы убить человека… Но в том-то и штука, что наши розенкранц и гильденстерн поначалу даже не подозревают, что они убийцы. Они шокированы публичными обвинениями и своими фотографиями в СМИ. (…)
Время и пространство, представленные вначале очень предметно и реалистично, постепенно размываются. Персонажи, которых мы встречаем в подмосковной электричке, бегущими в панике после того, как они объявлены убийцами, – к концу пьесы бродят уже в тумане вне всяких примет и не узнают друг друга. У каждого из них, к тому времени, не по два имени, как у реальных «Петрова» и «Боширова», а по несколько. Они уже на самом деле не понимают, кто они.
Это постепенно выясняется, и очень печальным образом. Все они, и не только они, а все персонажи пьесы – дети одной матери. Это – русская Родина-мать, Деменция Петровна Бескрайняя. Суровая, сама ослепшая от неосторожного пользования ядами, давно презирающая весь мир и не видящая для своих многочисленных детей никакого смысла и применения, кроме диверсионного и военного.
Пьеса, балансировавшая между театром абсурда и балаганом, заканчивается на грани апокалипсиса –безумная Деменция Петровна готова начать ядерную войну… Но Петров и Боширов, волею случая, в буквальном смысле приходят в себя из морока.
Нет, они – не убийцы, не полковник Чепига и не военврач Мишкин. Они – обычные люди, пара геев, которые хотели побыть вместе и посмотреть на Old Sarum; увидеть хартию вольностей…
И у мира еще есть небольшой шанс. Как минимум, на просторах этой черной комедии».
2 июня в Театре.doc (площадка «DOC на острове») фантасмагория «Увидеть Солсбери» прозвучит в исполнении автора, а после читки пройдёт обсуждение пьесы. Все средства, полученные от продажи билетов, будут направлены на поддержку Театра.doc.
Напомним, Виктор Шендерович – российский прозаик, поэт, драматург, сценарист, теле-и радиоведущий, сатирик, педагог, журналист. Обладатель целого ряда литературных наград, лауреат премий ТЭФИ за высшие достижения в области телевизионных искусств, «Золотой Остап» за вклад в развитие юмора и сатиры и «Золотое перо России» (ежегодная премия Союза журналистов России).