Вчера, 10 сентября, в московском Театре имени Пушкина прошёл сбор труппы. Художественный руководитель театра Евгений Писарев рассказал о планах на юбилейный 75-й сезон и о том, как представляет себе дальнейшую жизнь коллектива.
Сезон Театра имени Пушкина к 10 сентября уже был открыт: спектакли играли с августа на городских фестивалях, в пространстве Филиала, а также на Основной сцене Театра имени Вахтангова (в Пушкинском в это время завершался ремонт). А уже 17 сентября на собственной Основной сцене театр представит обновлённую версию спектакля Надежды Аракчеевой «Мышеловка».
На сборе труппы стало известно, что департамент культуры Москвы на три года продлил контракт с Евгением Писаревым, который уже 15 лет возглавляет Пушкинский театр. Его постановка, приуроченная к юбилею Камерного театра — «предшественника» нынешнего Пушкинского, — в релизе названа «самой ожидаемой» в сезоне. Писарев ставит пьесу Уайльда «Веер леди Уиндермир»: не завершённая постановка Александра Таирова стала последней работой режиссёра в Камерном театре. В версии Евгения Писарева главную роль сыграет Виктория Исакова. Этот спектакль под названием «Плохие хорошие» впервые будет показан 22 ноября, а официальная премьера пройдёт в день 110-летия Камерного театра, 25 декабря.
Также в планах на сезон 2024–2025 — спектакль актёра и режиссёра Пушкинского театра Игоря Теплова по мотивам пьесы Дюрренматта «Визит дамы» и постановка Николая Рощина «Буря» по одноимённой пьесе Шекспира. Премьеры должны пройти в марте и мае соответственно.
На фото — Евгений Писарев, Иван Лёшин, Николай Рысев и Евгения Леонова © Геворг Арутюнян
В числе специальных событий — документальный спектакль-концерт, который Евгений Писарев поставит к 80-летию со дня окончания Великой Отечественной войны на основе личных историй артистов об их близких, участниках тех событий. По словам режиссёра, ему хотелось создать уникальный спектакль, а не «откапывать старые пьесы», которые нужно ставить не как «датские», если они хороши.
Что касается юбилейных дат самого Театра имени Пушкина, то им будет посвящён целый ряд событий. В пространстве Филиала пройдёт проект «Пять вечеров» — исследование разных периодов истории театра, которое потенциально может стать частью большого праздничного вечера, запланированного на начало следующего сезона. Уже сейчас в фойе театра открыта выставка о Камерном и Пушкинском театрах, а последнему будет посвящена специальная книга, над которой сейчас ведётся работа. А в конце сезона театр надеется установить перед фасадом памятник Александру Таирову и Алисе Коонен, созданный скульптором Филиппом Трушиным.
Труппе были представлены трое молодых артистов: выпускники ГИТИСовской мастерской Юрия Бутусова Евгения Леонова и Николай Рысев, а также окончивший курс Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ Иван Лёшин.
В заключение сбора труппы Евгений Писарев в присутствии представителей прессы обратился к коллективу с «напутственной речью» — своеобразной этической и художественной программой. Приводим её с небольшими сокращениями ниже.
«Мы вступаем в сезон юбилеев — Камерного театра, Театра Пушкина, наших спектаклей, замечательных артисток и артистов… Но и мой личный юбилей: 15 лет для театра — это вообще огромный срок, и скажу без ложной скромности — я значимость этих лет преуменьшать не хочу. Театр Пушкина зарекомендовал себя как театр зрительский — мне кажется, что этой линии мы не изменяли: перед зрителем никогда не заискивали, но никогда его не поучали. Театр превратился в аншлаговый, чего в этих стенах многие годы не было. Он объединял и продолжает объединять людей, потому что мы театр не для социальных групп, а для людей — у которых могут быть разные взгляды. Это не организм быстрого реагирования, а разговор, направленный к человеческой душе, к человеческому сердцу. Мы стараемся говорить прежде всего о человеке, и тема его очеловечивания (если так можно выразиться вообще) – это сегодняшняя для меня тема, тема Театра Пушкина сейчас и, кстати, пушкинская. Озлобленности, жажде мести, сплетням, доносам, реваншизму мы в наших спектаклях должны противопоставить веру, сострадание, прощение, любовь и, конечно, надежду. Это первое.
На фото — момент сбора труппы в Театре имени Пушкина 10 сентября 2024 года © Геворг Арутюнян
Второе. Мы стали привыкать к успеху. Большинство молодых артистов, которые работают здесь меньше 15 лет, наверное, думают, что так всегда было: гастроли, театральные премии, приглашения на фестивали, внимание, полные залы. Но внимание и полные залы у меня вызывают сейчас тревогу, потому что я помню и другие времена. Когда меня сюда назначили, например, Марк Анатольевич Захаров говорил, что это “театр с плохой энергией” (это его личное мнение). Преодолеть инерцию неуспеха — самая сложная задача, с которой удалось справиться. Но это вещь очень опасная и рецидивирующая. На кого мы работаем — на себя или на театр, чьи интересы мы прежде всего соблюдаем в нашем желании двигаться вперёд? Может быть, для вас сейчас это звучит идеалистически, но мой учитель Олег Павлович Табаков (я считаю, гениальный руководитель театра) всегда говорил: “Полезно, интересно и возможно только то, что полезно, интересно и возможно для театра”. Я постараюсь твёрже следовать этому его завету.
Третье. Главный вектор нашей дальнейшей работы — это всё-таки работа с режиссёрами, то есть с теми, кто творчески развивает артистов и театр. В этом смысле мы должны приостановить — может быть, временно — внутренние режиссёрские поиски, хотя это был интересный и полезный опыт. Тем более что в последнее время появилось много новых режиссёрских имён — например, Мурат Абулкатинов (я очень хочу, чтобы он работал с нами, и он сейчас уже занят поиском названия из русской классики), Евгений Закиров, который весной продолжит работу над спектаклем о Ван Гоге. Интересные предложения в театр принесли Сергей Тонышев, Олег Долин, Юрий Муравицкий, который хочет воплотить у нас комедию Островского “Волки и овцы”…
Четвёртый важный момент — работа на стороне. Давайте честно признаемся, что за 15 лет театр никогда не ставил вам палки в колёса и никогда не запрещал зарабатывать деньги в антрепризах, сниматься, участвовать в мюзиклах, независимых проектах. Но на сегодняшний день сторонний опыт в других театрах, особенно репертуарных, вещь очень неоднозначная. И с этого сезона я буду гораздо более требователен к соблюдению корпоративной этики. Время собирать камни.
Важная тема для меня — насмотренность труппы. Мне кажется, что она очень не на высоком уровне. А всё, что происходит вокруг, весь культурный контекст должен входить в нашу жизнь, мы должны понимать, в каком театральном мире сейчас живём. Быть современным артистом и не видеть, скажем, “Холопов” Могучего, “Палату №6” Додина или “Собачье сердце” Фёдорова, по мне, стыдновато. Надо хотя бы интересоваться этим.
И последнее. В нынешних условиях тема “театра-дома”, “театра-семьи”, мне кажется, начинает себя изживать. Очень быстро рвутся связи — и мгновенно образуются новые. Во время сегодняшних противоречий, несогласий и так далее нужно искать новую модель, и я бы определил её словом “компания”. Компания собирается по другим причинам, нежели создаётся семья: не жить вместе, а что-то вместе создавать. Мы возвращаемся к тому, что называется ансамблевым театром: хотя солистов и первую линию никто не отменяет, но, как в группе, высокий уровень определяют не они, а высококлассные профессиональные музыканты, которые и создают уникальный и любимый публикой саунд».