Санкт-петербургское издательство «Родник» выпустило книгу, примечательную не только тем, что это в принципе первое собрание зощенковских пьес, в том числе ранее не опубликованных. Зощенко-драматург известен главным образом по своим одноактным пьесам, которые входили в некоторые издания его сочинений. Зощенковские одноактовки известны и широкой публике — прежде всего, по фильму Леонида Гайдая «Не может быть!»; наиболее популярная пьеса Зощенко «Свадьба» нередко ставится и сегодня — в частности, недавно она стала одной из составляющих одноимённого спектакля Егора Перегудова в московском «Современнике». Однако сборник «Театр Зощенко» состоит из десяти многоактных пьес Зощенко, в том числе написанных им в соавторстве.
Книга дополнена воспоминаниями вдовы писателя Веры Зощенко «История нападок на Зощенко» из архива Пушкинского Дома, а также развёрнутым предисловием составителя — филолога и публикатора произведений Зощенко Вячеслава Муромцева (и, разумеется, комментариями). В обоих текстах рассматривается судьба драматургии Зощенко, в том числе сценическая — последняя в большей мере состоит из не состоявшихся постановок. В частности, пьесу «Уважаемый товарищ» в начале тридцатых годов собирался ставить Мейерхольд — главную роль должен был играть Игорь Ильинский. Вместе с «Самоубийцей» Николая Эрдмана «Уважаемый товарищ» был запрещён Главреперткомом, постановки обеих пьес в Театре Мейерхольда не состоялись.
В числе вошедших в сборник пьес — поставленные и не поставленные при жизни писателя, опубликованные в различных посмертных собраниях (после известного постановления «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» 1946 года, а также постановления «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», вышедшего двумя месяцами позже, рассчитывать на публикацию зощенковской драматургии не приходилось), специализированных журналах и публикуемые впервые. В частности, впервые была опубликована в журнале ТЕАТР. в 1987 году пьеса «Под липами Берлина», написанная в соавторстве с Евгением Шварцем по заказу Николая Акимова. Летом 1941 года соавторы, воспринявшие акимовский запрос как личный патриотический долг, написали гротесковую комедию о Гитлере и его окружении (Гитлер появился в литературе и театре здесь впервые с начала войны), спектакль вышел в Театре комедии, однако резко диссонировал с тогдашним настроением, трагической ситуацией реальной угрозы и вскоре был снят.
Ещё одна пьеса, «Дело о разводе», предназначалась для Центрального театра кукол под руководством Сергея Образцова — изначально сам Образцов обращался к драматургу с запросом на новую пьесу для его театра. Однако комедия «Дело о разводе», как и почти вся послевоенная драматургия Зощенко, сцены не увидела.
«Зощенко-драматург напоминает сегодня некий неопознанный объект: наличие его признаётся, но представление о нём ещё не приобрело достаточно ясных очертаний, — пишет в предисловии к „Театру Зощенко“ Вячеслав Муромский. — (…) Драматургическое наследие Зощенко не только мало изучено, но даже и не собрано. (…) Между тем известно, что Зощенко является автором около двадцати драматургических произведений, не считая либретто и эстрадных сценок-миниатюр».
Фото: kino-teatr.ru.