Издан сборник пьес Елены Греминой и Михаила Угарова

Обложки книг, составляющих двухтомник. Источник фото: nlobooks.ru

В издательстве «Новое литературное обозрение» (ведущее российское гуманитарное издательство, основанное филологом и историком культуры Ириной Прохоровой в 1992 году) при поддержке фестиваля «Золотая маска» вышел двухтомник Елены Греминой и Михаила Угарова «Пьесы и тексты». Суммарно на полутора тысячах страниц — более трёх десятков произведений для театра, написанных ушедшими год назад создателями Театра.doc, в том числе в соавторстве.

Помимо пьес разных лет, отдельный блок составляют семь произведений, написанных Угаровым и Греминой для Театра.doc («Сентябрь.doc», «Час восемнадцать», «Двое в твоём доме», «Нылка и Вылка в детском саду», «150 причин не защищать Родину», «24 плюс» и «Помолвка»). Первый том предваряет статья Марка Липовецкого «Театр времён Греминой и Угарова», а завершает второй том заключительное слово Елены Ковальской и Кристины Матвиенко под названием «Благодарность». Презентация двухтомника пройдёт 1 апреля в рамках «Золотой маски» и будет приурочена к годовщине смерти Михаила Угарова.

Сын Михаила Юрьевича сценарист Иван Угаров подробно рассказал журналу ТЕАТР. о том, как устроен сборник, а также о предстоящих событиях, связанных с презентацией книги и с годовщиной смерти Михаила Угарова, а также о том, как планируется работать с наследием Угарова и Греминой дальше: «У Лены Греминой и Михаила Юрьевича был достаточно большой корпус пьес, которые мы называем, так скажем, классическими — для «классического театра». До 2002 года, до момента образования Театра.doc. Например, те пьесы, которые у Лены шли в МХТ. В какой-то момент они почувствовали, что чего-то не хватает, и собралась большая компания драматургов, режиссёров, которые создали Театр.doc, и дальше всё понеслось совершенно по новому пути: они не смогли писать, как раньше. И, собственно, всё их наследие состоит из двух частей: их как бы классические пьесы и то, чем они занимались в последние годы, пьесы для Театра.doc. Поэтому сборник и называется «Тексты и пьесы». Потому что нельзя назвать пьесами в полном смысле что-то похожее на либретто, фрагменты разговоров, вырезки из живого журнала или фейсбука… Так что мы придумали сделать два тома, и половина второго как раз состоит из чисто доковских пьес — пьес, которые Лена и Миша делали для Театра.doc. Мне очень дорого, что случилось такое событие, а особенно то, что этот сборник объединяет их творчество: они были вместе и в жизни, и в театре.

Но на этом мы не остановимся. Мы с братом Сашей Родионовым, сыном Елены Анатольевны, и со всеми доковскими ребятами планируем их наследие дальше популяризировать: например, есть в планах издать сборник драматургов-авторов «Новой драмы». Потом (в журнале «Театр.» об этом уже была новость), сейчас идёт большая сложная работа: мы собираем лекции Михаила Юрьевича, которые он читал в разных институтах, университетах, на курсах и так далее. Мы это всё расшифровали и сейчас пытаемся систематизировать каким-то образом. Дело в том, что он никогда ничего не записывал и действовал таким немножко сократовским методом; ничего не оставил, никаких записок, кроме очень кратких конспектов, которые нельзя разобрать. И можно идти только таким путём идти — расшифровывать лекции. А говорит он очень интересные вещи!

1 апреля (насколько я знаю, в «Электротеатре» в первой половине дня) будет презентация этой книжки в рамках «Золотой маски» и Russian Case’а — это годовщина отца, он умер первого апреля, и к этой дате приурочена презентация. А потом, вечером, уже в Театре.doc будет годовщина Михаила Юрьевича, где будут все люди, которым это было небезразлично. Очень много людей ведут до сих пор с ними, с Леной и Мишей, некий диалог, который не остановился, они внутренне с ними спорят, что-то им доказывают, находятся в какой-то очень тесной связи. И у нас есть идея, чтобы каждый написал маленький текст — воображаемый диалог с ними. Мы это поставим в виде мини-спектакля, и получится очень открытый разговор с воображаемыми Леной и Мишей, которым люди адресуют свои мысли.

Кроме этого, первого числа (и к этой дате) ещё будет премьера Мирзоева в РАМТе по пьесе Михаила Юрьевича «Оборванец» — и он тоже хотел, чтобы эти книжки «Нового литературного обозрения» там были представлены. А ещё Театр.doc едет на премьеру 25-27 числа в Лондон, в театр Royal Court. Так как в 2002 году начались театральные семинары по документальному театру, которые проводила Элиз Доджсон и из которых, собственно, родился Театр.doc и всё это движение, то мы считаем их своими очень важными близкими родственниками, в чём-то даже немножко родителями. И они, соответственно, тоже относятся к этому очень трепетно — поэтому там будет читка дневников Лены и Миши: выдержки из их фейсбуков, дневниковых записей и так далее Зарема Заудинова, наш режиссёр, превратила в пьесу, где она объединила их записи и получился диалог между Еленой Анатольевной и Михаилом Юрьевичем. Это очень яркая вещь, выразительная. Её перевели на английский язык. А у нас её показывали на русском этим летом и осенью. Также туда едет спектакль «Пытки». И в Лондоне хотят, чтобы в этих числах тоже была презентация книжки. А потом, 29-го, они едут в Берлин, где тоже будет презентация. Так что это какая-то всемирная штука оказалась — и мы очень счастливы».

Комментарии
Предыдущая статья
В Vene Teater ставят пьесу Ярославы Пулинович 14.03.2019
Следующая статья
“Три маски”: двойственные ощущения 14.03.2019
материалы по теме
Новости
В премьере РАМТа покажут «рифмованное многоголосие в голове подростка»
Завтра, 12 декабря, на Маленькой сцене Российского академического Молодёжного театра пройдёт премьера спектакля Александра Чеботарёва «Гриша не свидетель» (12+) по одноимённой книге Насти Рябцевой.
Новости
Александра Ловянникова ставит в РАМТе спектакль о чуде и зверях
Сегодня, 23 ноября, на Большой сцене Российского академического Молодёжного театра пройдёт премьера спектакля Александры Ловянниковой «Томасина» (6+) по одноимённой повести Пола Гэллико.