Пять километров с одним антрактом

Театральный сезон в Петербурге открылся двумя премьерами в спальных районах города. Окраины осваивает «Точка доступа» — фестиваль спектаклей в нетеатральных пространствах.

Site specific theatre, или сайт-специфический театр обживает нетеатральные пространства по-разному: направление «environment» предполагает, что театральный зал с его делением на игровую зону и места для зрителей возникает в необычном месте — например, на территории завода; а направление «promenade» (уже знакомое питерцам по прошлогодней премьере «Remote Петербург» немецко-швейцарской группы Rimini Protokoll) подразумевает путешествие зрителей и их активное участие в действии, где бы оно не происходило, в помещении или на улице. Обе премьеры «Точки доступа» — это спектакли-путешествия.

«В сторону белого КАМАЗа»

Московские режиссеры и художники Всеволод Лисовский, Александра Ловянникова, Леша Лобанов и Вера Попова населили район метро «Удельная», известный своей барахолкой, парком и заросшими прудами, обсиженными местной шпаной, виртуальными персонажами. Материал собирали с помощью интервью с теми, кто прожил на «Удельной» по нескольку десятков лет.

Если в «Remote Petersburg» зрители превращались в действующих лиц и образовывали управляемую толпу, за которой наблюдали прохожие, то в «Белом КАМАЗе» зрители выступают в качестве туристов по «Уделке», как называют ее местные.

Главные достопримечательности — те «исторические» места, где наследили герои: пудель Тихон и его возлюбленная чихуахуа Буся, дворовая шпана Одиссей, Женщина-кошка и некий Рашид с синдромом Дауна, придумавший историю про явление белого КАМАЗа. Каждое их мелкое действие достигает уровня греческих и скандинавских мифов: драка пацанов за местную оторву Лену превращается в Троянскую войну, а убитых в Аид доставляет валькирия. Но если в скандинавской мифологии она гордо реет на коне над полем боя и подбирает убитых, то тут быстро спивается, превращаясь в обычную алкоголичку по фамилии Каплунова.
В спектакле есть три вида гидов. Первый — письменный: древние руны, нарисованные на асфальте и на примотанных к деревьям табличках, смешные тексты на транспарантах (вроде того, в котором Коля-Аякс быстроногий послан за пивом для участников сражения); второй — аудиоплеер, третий — электронная книга, она же — планшет, на экране которого бежит черный пудель. Бежит по той же тропинке, по которой в реальности едва поспевает следящий за картинкой зритель.

Главный аттракцион спектакля — реальная поездка в темном кузове бронетранспортера, таинственного, как автобус с черными занавесками из детских страшилок. Путешествие заканчивается там же, где и началось — в кинотеатре «Уран». Вошедший туда с другого входа зритель сперва и не подозревает, что вернулся в начало. Бывший кинозал засыпан чем-то, похожим на гравий, сквозь который прорастают кладбищенского вида елки. В полутьме зритель открывает специальную брошюру, из которой выясняется что у всех фантастических событий, даже у мифа о белом КАМАЗе (который за три часа действия так и не появляется), была своя реальная основа, а у персонажей — свои прототипы.

Впрочем, самое забавное в этом спектакле-экскурсии — даже не атмосфера заговора и таинственности, без которой невозможна ни одна дворовая детская игра, а непосредственная реакция местных жителей на элементы театра, вторгшиеся в их обыденную жизнь. Творческая группа все дни представлений заново делала украденные таблички, стирала нецензурные комментарии и даже выпрямляла арматуру (по сюжету — намертво вкопанный в землю «меч валькирии»), играючи согнутую силачами «Уделки», явно желавшими вступить в творческий диалог со спектаклем.

«Кентерберийские рассказы»

На самом деле, Чосера тут мало: его поэма лишь натолкнула Александра Артемова и Дмитрия Юшкова, создателей «Театра Тру», на главную идею спектакля — снабдить каждого зрителя личным проводником. Так что «паломничество» в гипермаркет «Максидом» вы совершаете не в одиночку, а с одним из создателей спектакля (каждому пришедшему достается один из 16 актеров) — среди стройматериалов, ванн, раковин и горшков с цветами.

Зритель — ведомый. Ему надевают на голову наушники, и он будет слушать столько сюжетов из «Кентерберийских рассказов» и столько цитат из «Трансерфинга реальности» (эзотерическое учение Вадима Зеланда), сколько захочет актер. Однако спустя некоторое время актер снимает со зрителя наушники и рассказывает уже собственную историю, пытаясь наладить диалог.
Итак, зритель и актер остаются один на один. С одной стороны, зрителем явно управляют. С другой, у него есть возможность влиять на актера: подружиться с ним или взбунтоваться, поделиться рассказом о своей жизни или даже прочитать ему лекцию по современному театру. Хотя можно и не вступать во взаимодействие, оставаясь просто слушателем. Для актеров такое общение глаза в глаза оказывается не меньшим стрессом: они ищут пристройку к каждому новому человеку. У них, кстати, не всегда получается рассказать свою историю зрителям — те, бывает, просто не желают принимать такие правила игры. Как, оказывается, сложно наладить самый обычный диалог.

Финал спектакля — встреча (вернее, невстреча) с Хозяином в темной комнате, где собираются все актеры и зрители. Здесь «Театр Тру» повторяет монолог про «Идеальную вселенную, в который есть ты, такой неидеальный» — тот же монолог звучал прежде в «Процессе» Андрея Могучего в Дюссельдорфе, и в коллективном «Невском проспекте» в Александринке (для обоих проектов Юшков и Артемов писали тексты), но здесь он снова на месте. Похоже, это главная тема театра «Тру» — каждый из актеров «Кентерберийских рассказов» пытается вытянуть в диалоге именно ее, рассказав самую «идеальную» историю о том, как происходит разрушение идеала.

Кстати, об идеалах

В идеале, на «Точке доступа» должна была случиться третья премьера — спектакль «Яго» режиссера Яны Туминой, задуманный в жанре энвайронмент-театра — его собирались играть на дебаркадере. Однако реализацию «Яго» пришлось отложить по техническим причинам.

В результате нишу энвайронмент-театра закрыли три спектакля, специально адаптированные для необычных пространств. «Бродский.Ретвит» шел в библиотеке; спектакль «Потеря равновесия», в котором сцену заменяет настоящий, хоть и маленький бассейн, шел в Музее стрит-арта, расположенном на действующем заводе слоистых пластиков; а легендарную «Мокрую свадьбу» Инженерного театра АХЕ показали на Речном вокзале.

В общем, точек доступа к новым пространством театр в ходе фестиваля получил немало. Выяснилось, что за новым театральным опытом зрители готовы ехать на другой конец города. Спальные районы Петербурга тоже включились в игру.

Комментарии
Предыдущая статья
Приход тела 14.09.2015
Следующая статья
«Кармен»: от оперы к contemporary dance 14.09.2015
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…