В Театре Наций посмотрят на Циолковского глазами его дочери

На фото - Анастасия Егорова. Фото из соцсетей Театра Наций.

Премьера спектакля «Наше всё… Циолковский» пройдёт в Новом пространстве Театра Наций 2, 3 и 4 октября.

Напомним, цикл «Наше всё…» — цикл спектаклей Театра Наций, проект, придуманный Авангардом Леонтьевым. Изначально название «Наше всё…» объединяло цикл авторских моноспектаклей самого Леонтьева, однако за пять лет существования проекта круг участников расширился. На сегодняшний день в рамках цикла «Наше всё…» вышли восемь спектаклей, идущих на Малой сцене театра. Четыре из них — работы Авангарда Леонтьева (в соавторстве с художницей Ксенией Перетрухиной) — «Шедевры русской прозы» («Хаджи-Мурат» Льва Толстого и «Чертогон» Лескова), «Пушкин. Поэмы» («Медный всадник» и «Граф Нулин»), «Исаак Бабель» («Пробуждение», «Гедали», «Король», «Начало», «Ди Грассо») и «Русская ироническая поэма» («Тамбовская казначейша» Лермонтова, «Сон Попова» Алексея Толстого и «Струфиан» Давида Самойлова). Ещё три — спектакли актёра и режиссёра Дмитрия Сердюка: авторские моноспектакли «Ахматова. Свидетель» и «Бродский. Лица необщим выраженьем», а также «Тургенев. Метафизика любви» (здесь два артиста — Сати Спивакова и Владимир Кошевой — на основе сценария Сергея Соловьёва рассказывают история любви Тургенева и Полины Виардо). Наконец, ещё одна работа цикла — авторский моноспектакль Георгия Иобадзе «Нодар Думбадзе» по мотивам романа Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион».

Новый спектакль «Циолковский» объединяет с предыдущими принцип камерности, важная роль музыкальной составляющей (подобранная или специально написанная музыка становилась «партнёром» артистов во всех спектаклях, кроме построенных на ином принципе работ Леонтьева), а также идея постановки — внимание к заглавному герою, отражённое не только в работе с литературными или архивными материалами, но и в стремлении к театральному диалогу с ним «из сегодняшнего дня».

Принципиальным отличием «Циолковского» от остальных работ цикла станет перемещение на другую сцену — в Новое пространство Театра Наций. Отчасти оно продиктовано и «сменой оптики»: впервые героем станет не писатель, хотя учёный и мыслитель Циолковский, помимо философских и научных работ, написал и ряд научно-фантастических «фикшн»-текстов, в том числе повестей и даже романов. Однако отправной точкой для истории о «чудаке и волшебнике», жанр которой создатели обозначили как «сказка», стали неопубликованные воспоминания старшей дочери Циолковского, Любови Константиновны.

Режиссёр спектакля Андраник Саатчян, известный своими киноработами (в частности, документальным фильмом «Театр простодушных»), обозначил жанр спектакля как «сказка». «Герой спектакля — Константин Эдуардович Циолковский, который как „русский школьник“ в „Братьях Карамазовых“ у Достоевского, перекраивает карту звёздного неба, впервые им увиденную, — рассказывает Саатчян. — Мы придумываем сказку о человеке, коснувшемся звёздного неба. Несмотря на неприятие семьи, неприязнь окружающих, он сделал свой „шаг“ на Луну задолго до первого полёта в космос».

Однако жанр «сказки» не отменил серьёзного подхода к подготовке спектакля, работе с источниками: исполнительница роли дочери Циолковского и единственная участница спектакля Анастасия Егорова не только изучила мемуары Любови Константиновны (двадцать страниц под названием «Рядом с отцом»), но и ознакомилась с архивами РАН (статьи и переписка также стали частью литературной основы спектакля), а также лично встретилась с правнучкой Циолковского Еленой Тимошенковой. Напомним, Анастасия Егорова в Театре Наций играла в спектаклях «Электра», «Фрёкен Жюли», «Шекспир. Лабиринт», «Синяя синяя птица», а в Новом пространстве как режиссёр и автор выпустила инклюзивный спектакль «Безграничные диалоги».

Анастасия Егорова рассказывает о своём видении заглавного героя: «Легко ли было находиться рядом с гением? С человеком, который не всегда замечал, что с ним здороваются, который был так занят своими „чудесами“, что забывал о жене и детях? Конечно, непросто. В записках его дочери значилось: „Мы жили почти в тюремной изоляции, потому что папа вёл жизнь отшельника“. Однако он оставался необыкновенным творцом».

Над «трогательной историей» Циолковского работала большая команда — помимо режиссёра (он же автор инсценировки) Андраника Саатчяна и актрисы Анастасии Егоровой, в неё вошли художник по свету Илья Тихонов, видеохудожник Ольга Журкова и композитор Фёдор Мурсалимов. О музыке спектакля в аннотации спектакля говорится, что «темой главного героя станет скрипка», а помимо специально для постановки написанного саундтрека Мурсалимова в «Циолковском» будет звучать музыка Арканджело Корелли.

Отметим, что серьёзность подхода подтверждается и ещё одним фактом: партнёр спектакля — Музей космонавтики. Премьерные показы «Циолковского» будут предваряться вводными лекциями научных сотрудников музея, а финальным спектаклем премьерного блока станет специальный показ на партнёрской площадке — 5 октября «Циолковского» сыграют в Музее космонавтики.

Комментарии
Предыдущая статья
В СТИ сыграют «нелогическое течение мыслей» Хармса 27.09.2020
Следующая статья
Умер актёр театра «Около дома Станиславского» Никита Логинов 27.09.2020
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.