Произведения Владимира Сорокина востребованы театром, однако сорокинская драматургия попадает в поле зрения режиссёров не слишком часто. Возможно, в числе причин и отсутствие в доступе «бумажного» сборника пьес, — единственное издание сорокинской драматургии вышло более десяти лет назад под заглавием «Капитал».
Выходящий сейчас в издательстве Corpus в рамках издания серии «Весь Сорокин» одноимённый сборник — полное собрание драматургии Владимира Сорокина: все пьесы, написанные автором за четверть века. По сравнению с прошлым «Капиталом», новый сборник дополнен пьесой 2009 года «Занос» (у автора она обозначена как «что-то вроде пьесы» и посвящена памяти Д.А. Пригова), — как писал ТЕАТР. ранее, в течение этого сезона Юрий Квятковский планирует выпустить в московской «Практике» спектакль по этой сорокинской пьесе.
Впрочем, пьесы Сорокина (или их фрагменты) ставили Лев Додин, Алексей Левинский, Вадим Жакевич (один из участников знакового авангардного объединения 1990-х «Творческие мастерские»), Валерий Белякович, а также Эдуард Бояков в только что созданной «Практике» — для этого театра впоследствии Сорокин специально написал пьесу «Капитал», давшую название обоим драматургическим сборникам.
«…сорокинские пьесы, как тут ни спорь, остались не затребованы российским театром — как пласт, как целое, — писал Павел Руднев. — Наш театр благополучно пропустил это явление, даже несмотря на целый ряд весьма интересных и даже знаковых для своего времени постановок. Какая-никакая сценическая история есть, а драматургической судьбы — нет. В сущности, Сорокин (…) смог бы возглавить целое театральное и драматургическое поколение. Но театр по этому пути не пошел. (…) Театр русского абсурда так и не воплотился в сценическом искусстве, а эпоха, пришедшая вслед за перестройкой, потребовала более гармоничного театра».
Напомним, писатель Владимир Сорокин — не только прозаик, произведения которого многократно брались за основу спектаклей в России и мире, но также автор сценариев к кинофильмам (в частности, в ближайшем будущем грядёт премьера фильма Константина Богомолова «Настя» — режиссёр и писатель здесь выступили соавторами сценария по одноимённому рассказу Сорокина) и автор либретто к опере Леонида Десятникова «Дети Розенталя», которая была написана по заказу Большого театра (режиссёр спектакля — Эймунтас Някрошюс) и стала одной из «первых ласточек», предвещавших законы об оскорблении чувств (верующих) и т.п. Либретто «Детей Розенталя» было опубликовано в № 6-7 журнала ТЕАТР. Недавно написанный рассказ «Белый квадрат», который был включён в одноимённый сборник, Сорокин посвятил Кириллу Серебренникову.
Фото: издательство Corpus.