Первый Форум Независимых театров: скидки отменяются


Корреспондент Театра. побывал на Форуме, организованном “Гоголь-центром”. И решил, что спектаклям из регионов не нужна скидка на провинциальность.

В «Гоголь-центре» завершился первый Форум независимых театров. По четырем дням, насыщенным спектаклями, маcтер-классами, лекциями и дискуссиями, можно сделать вывод, что ситуация с независимыми театрами в различных регионах России достаточно хороша. Речь здесь, конечно, идет не о материальной, а об эстетической составляющей, потому что выживать в отсутствии государственной поддержки подобным площадкам оказывается крайне нелегко. И обсуждения возможных способов существования заняли немалое место в программе форума: опытом своей работы поделились Елена Гремина, Николай Коляда, Елена Ковальская, Евгений Кулагин и Иван Естегнеев, было проведено несколько «круглых столов», за которыми участники проекта смогли познакомиться и обсудить насущные проблемы, также в рамках беседы Кирилла Серебренникова и Марюса Ивашкявичуса была поднята тема частной инициативы и возможности ее реализации без государственных средств.
Стоит отметить, что независимых театров в России, оказывается, много, и география их достаточно обширна: Ростов-на-Дону, Иркутск, Краснодар, Уфа, Казань, Ижевск, Кемерово — этот список можно продолжать долго и прийти к выводу, что независимые театры есть практически везде. И это обстоятельство заставило удивиться не только зрителей, но и организаторов Форума — Павла Руднева и Кирилла Серебренникова. На самом деле такая активность в региональной театральной среде многое говорит о времени, в которое мы живем. Все представленные в программе театры являются некоммерческими, то есть приносящими своим создателям убытки вместо прибыли. И это придает особую ценность тем спектаклям, которые были привезены, потому что содержащееся в них высказывание носит характер необходимого: у авторов есть серьезная потребность быть услышанными, иначе бы игра не стоила свеч. Кажется, театр действительно нужен обществу, раз оно способно выдерживать такую форму его существования.
Далеко не все участники Форума привезли свои спектакли: в “Гоголь-центре” было представлено только пять постановок, если исключить из программы «(М)ученика», показанного в рамках проекта. Спектаклем «Бежать» компании «The Театр» из Уфы стартовал блок показов. «Бежать» — это почти как вырыпаевский «Сахар»: смесь рок-концерта и читки достаточно откровенной пьесы, в центре которой история взаимоотношений трех персонажей, очень узнаваемых для сидящих в зале. Если смириться с громкими каверами на группу Nirvana, то в спектакле можно увидеть сразу три хороших актерских работы: смелых и требующих от исполнителей определенной степени отчаяния. Вообще, в независимых театрах хорошо обстоят дела с артистами: этому можно найти подтверждение и в казанском театре «Угол», показавшем спектакль «В розовом», и в краснодарском «Одном театре», и в иркутской «Новой драме», где работа актрисы, читающей «Июль», может смело встать в один ряд с аналогичной ролью Полины Агуреевой.
Отдельно хочется выделить спектакль «Параллели» из Краснодара: невероятно тонкое и ироничное действо, пересказать или описать которое практически невозможно. Этот пластический дуэт каким-то образом вобрал в себя все лучшее, что есть в современном театре, все самое доброе и светлое. И достаточно сложно обладая подобным посылом не выглядеть мелодраматично, инфантильно и наивно, но оба участника спектакля даже не приближаются к той черте, за которой находятся все эти понятия. Своими телами, голосами, взглядами они создают невербальный язык и с его помощью описывают некий гармоничный мир, в котором, кажется, нет места злу и вообще ничему плохому.
Форум Независимых театров избавил меня от определенного этического конфликта. Оценивая и воспринимая спектакли из регионов невольно делаешь скидку на провинциальность, что, по-своему, ужасно. Большинство представленных на Форуме постановок заставляют отказаться от всяких скидок и смотреть на них так же серьезно, как на самые именитые спектакли самых именитых театров. Потому что процессы, происходящие на этих маленьких безденежных площадках, по своему масштабу и силе высказывания ничуть не уступают тому, что происходит в театрах Москвы и Петербурга. Независимые театры живут насыщенной жизнью, находятся в пространстве поиска и эксперимента, работают с современной драматургией и пользуются очень актуальными эстетическими кодами. Они не только потребляют и перерабатывают опыт современного мирового искусства, но и создают полноценный продукт, способный этот опыт усовершенствовать. Хочется верить, что Форум Независимых театров станет традицией и мы сможем следить за представленными командами и узнавать новые.

Комментарии
Предыдущая статья
Театр с детьми: как все испортить 09.12.2016
Следующая статья
Ненормативный танец 09.12.2016
материалы по теме
Блог
Опреснённый миф
В октябре в оперном театре Лозанны впервые в истории состоялась премьера главной швейцарской оперы мирового репертуара. Ника Пархомовская рассказывает о том, почему «Вильгельм Телль» в постановке Бруно Равеллы – стопроцентно швейцарский.
Блог
Тайны магрибского двора
В конце октября после двухлетнего ремонта открылась основная сцена Красноярского ТЮЗа. На открытии показали  премьеру в постановке главного художника театра Даниила Ахмедова «Аладдин. Сын портного». О спектакле — Анна Шалунова.