С 19 по 21 октября в Хабаровском ТЮЗе пройдет премьера музыкального спектакля Бориса Павловича «Жизнеописания трубадуров». Об изобретении любви, early music и своем спектакле поговорил с Театром. режиссер-постановщик Борис Павлович:
«Текстовая основа спектакля – одна книга, это сборник «Жизнеописания трубадуров» из серии «Литературные памятники». Литературовед Михаил Борисович Мейлах в 1993 году издал грандиозный труд – перевод на русский язык аутентичных жизнеописаний трубадуров XII-XIII веков, большая часть из которых составлена в те же времена, часть – позже, в XVI веке Жаном де Нострдамом (родным братом знаменитого Мишеля де Нострдама, то есть Нострадамуса). Именно эти тексты звучат в спектакле – вместе с аутентичными песнями на окситанском языке (языке средневекового Прованса), старофранцузском языке и латыни.
Но импульсом к созданию спектакля послужила не литература, а именно песни – я очень люблю early music, у меня большая коллекция записей в исполнении разных коллективов. Кроме того, несколько лет назад у меня по кругу играл диск «На лестнице дворца», который записал Псой Короленко со товарищи – это средневековые французские песни в переводах Киры Сапгир. Всё это вместе и навело меня на мысль о том, что поэзия Прованса – это хороший материал для театра, где много поющих актёров.
Тем более что Константин Кучикин, художественный руководитель Хабаровского ТЮЗа именно так и сформулировал запрос: музыкальный спектакль «для людей».
Стрелеровская формула «театр для людей» всегда для меня была философским камнем. Я попытался в этом спектакле найти свою версию того, что это такое.
Вначале главным для меня было то, что мы обращаемся к факту изобретения любви. Любви как жизненного проекта, то есть парадигмы, которая определяла культуру Европы в течение тысячи лет и сейчас, судя по всему, подходит к концу. Но когда мы погрузились в исторические материалы, нам открылось нечто более трепетное: сто лет трубадуров – это короткая оттепель между Крестовыми походами. Причём закончилась эта оттепель самым кровавым походом – походом христиан против христиан, Альбигойским крестовым походом.
Мне кажется, когда вокруг бушуют крестовые походы, самое время говорить о любви. Поэтому у нас на сцене не хроники Арканара, а скорее попытка увидеть в «диспутах любви» воздух советской оттепели: лирику Шпаликова, энергию Политеха, пластинки с музыкой Запада. Мы знаем, что их всех уничтожат, они знают, что их всех уничтожат, но всё-таки поют о любви.
Что касается закона сценического существования, то он подсказан нам самим жанром: наш спектакль – это серия так называемых «разо», то есть вступлений к песням. Жонглёры, которые исполняли песни трубадуров (сами трубадуры пели нечасто), сопровождали каждую песню рассказом о том, в каких обстоятельствах и по какому случаю она была написана. Так что можно сказать, что сценическая ситуация даже не аутентичная, а идентичная: объективные жонглёры поют те самые песни, сопровождая их рассказом об авторах. Всё как тысячу лет назад».
Напомним, что также в 75-с сезоне Хабаровский ТЮЗ планирует возобновить спектакль Бориса Павловича «Анна Каренина» по пьесе Клима.
Борис Павлович окончил СПбГАТИ в 2004 году, курс Г. Тростянецкого. Ранее ставил спектакли в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Таллинна, Саратова, Хабаровска, Шарыпово, Алматы, Омска, Новосибирска и других. С 2006 по 2013 год был художественным руководителем «Театра на Спасской» (Киров). С 2013 по 2016 год руководил отделом социально-просветительских программ БДТ имени Г. А. Товстоногова. Лауреат премии «Прорыв» (2017 год) – специальная премия жюри за спектакль «Язык птиц» и премия молодёжного жюри.