Алена Карась памяти Дмитрия Писаренко

Каков бы ни был уход человека – в нем проявляется тайна его судьбы. В смерти Дмитрия Писаренко, умершего в одиночестве и несколько дней прождавшего, когда его окликнут живые, не было ничего неожиданного.

Очень непохожий ни на кого человек, чьи прожигающие очи взглянули на мир 15 мая 1959 года, он, кажется, прожигал и свою жизнь, артистично и безвозвратно. Раненое и ранимое сердце не выдержало. Он был рожден для театра, он жил им.

Смотрю его биографию, составленную кем-то для Википедии, и вижу, что он начал играть в Театре им. Ленинского комсомола еще подростком. Его дарование явно принадлежало другим эпохам – такая в нем была трагическая, романтическая поступь! Огромный темперамент и голос, ставший на долгие годы необходимым для радио. И какой внутри надрыв, и какая экзотическая, утонченная огранка.

Он окончил Щепкинское училище в 1980 году и переиграл в Малом театре на протяжении 80-х – первой половины 90-х множество ролей романтического репертуара. К тому же – много снимался, а в 1991 снялся в роли Басманова в фильме «Царь Иван Грозный» Геннадия Васильева. Карнавальный надрыв и страстность, эксцентрическая порочность и парадоксальная чистота его Басманова надолго осели в памяти тех, кто видел его. Потом он ушел за своим любимым режиссером Львовым-Анохиным в Новый драматический театр, и там тоже много играл.

Но для меня он навсегда остался Зангези из спектакля Александра Пономарева 1992 года (Театр «Чет-Нечет»). Тот Зангези как будто был создан для Писаренко. Хлебниковский Заратустра, он пришёл в мир проповедовать его многозвучное единство. Дмитрий Писаренко с какой-то фантастической лёгкостью владел полузабытым искусством открытой пафосной декламации, а блеск глаз, худоба щёк, трудное прокатывание гласных через гортань, величавость, неуловимая странность и надломленность интонации, жеста довершали рождение романтического героя. Приход Зангези долго предвкушался, и наконец, являлся он сам — высокий, красивый, сильный и открытый страданию, подлинно ницшеанский пророк, дошедший до грани последнего отчаяния и извлекший из него свою «весёлую науку». Дима пел хлебниковские «звёздные песни, где алгебра слов смешана с аршинами и часами» так, точно ему был врожден этот язык камланий и ритуалов, язык неистовой соловьиной ночи, где красота равна надрывной боли, а боль оборачивалась лёгкой и победной игрой с самой сутью трагически прекрасной жизни.

Несмотря на множество сыгранного в театре и кино, он, казалось, так и не смог полностью реализовать свой экзотический дар, в котором чистота и простодушная открытость соединялись с романтической надрывностью. Дар, так мало востребованный современным театром. Или дар, который он не смог, не захотел никому вручить.

Прощание с Дмитрием Писаренко состоится в субботу, 27 февраля, в 11:00 по адресу Тарный проезд, дом 3, стр2.

 

Комментарии
Предыдущая статья
Хроника карантина: в Красноярском крае разрешили 75-процентную заполняемость 26.02.2021
Следующая статья
Инклюзивную «Синюю птицу» покажут в Казани 26.02.2021
материалы по теме
Новости
Джон Ноймайер покидает Гамбургскую оперу
Джон Ноймайер оставляет пост худрука Гамбургской государственной оперы, который он занимал на протяжении 51 года. Его место займёт Демис Вольпи.
Новости
В БДТ попрощаются с «хозяином сцены» Адилем Велимеевым
Не стало не просто старейшего – легендарного сотрудника БДТ имени Товстоногова, заведующего машинно-декорационной частью театра Адиля Мунировича Велимеева, который проработал в Большом драматическом 60 лет. Сообщение об этом появилось на официальном сайте театра. Прощание пройдёт завтра, 11 января.