В Штутгарте состоится премьера оперы «Борис» на музыку Мусоргского и Сергея Невского

На фото — фрагмент афиши оперы "Борис" театра Staatsoper Stuttgart

2 февраля в Staatsoper Stuttgart выйдет новый оперный проект «Борис», соединивший первую редакцию «Бориса Годунова» Мусоргского с оперой Сергея Невского «Время секонд хэнд» по одноимённой книге нобелевского лауреата Светланы Алексиевич.

Постановка штутгартского оперного театра обращается к теме коллективной памяти и к вопросам, что есть история, кто её пишет и в чьих интересах. Где в исторических свидетельствах правда, а где игры памяти? Мусорский писал о кризисном периоде в истории России, когда на престол взошёл Борис Годунов и современные ему хроники передавали царское видение событий. Светлана Алексиевич же ищет историческую правду в полифонии переживаний сотен некоронованных, безымянных «героев повседневной жизни».

Композитор Сергей Невский поместил музыкальное переосмысление этих воспоминаний рядовых людей между композициями Мусоргского. Две оперы — 1896-го и 2019-го годов — переплелись между собой, образуя единый нарратив. Переходов между произведениями двух композиторов нет: сцены монтируются жестко, как в клипе. В режиссуре Пола-Георга Диттриха Борис Годунов предстаёт мрачным видением будущего нео-царской империи с индивидуальной исторической картиной, но без памяти. События прошлого растворились в коллективной амнезии и смутные воспоминания о них лишь изредка мерцают в музыкальных фрагментах.

Опера Невского была написана специально по заказу театра Staatsoper Stuttgart. В ней восемь певцов, хор и оркестр исполняют хоровой пролог, семь сцен и эпилог. «Время секонд хэнд» переплетается с музыкой Мусоргского, но может существовать и в качестве самостоятельного музыкального произведения. Авторами проекта выступили сам Сергей Невский, интендант Виктор Шонер и драматург Мирон Хакенбек.

Композитор рассказал о концепции и структуре оперы: «В качестве либретто оперы «Время секонд хэнд» был выбран текст Алексиевич: ее книгу предложил драматург проекта, Мирон Хакенбек. В ее летописи посткоммунистической эпохи, как и у Пушкина, речь идет о смутном времени, у Алексеевич — о 90-х. В опере Мусоргского (и тексте Пушкина) второстепенные персонажи оказываются двигателями истории, получают неожиданный вес (полноценными фигурами становится такие герои, как Мамка или Варлаам), а у Алексиевич «маленький человек» вершит суд над историей. Я сам написал либретто в диалоге с режиссером Георгом Диттрихом и драматургом Мироном Хакенбеком. Светлана Алексиевич его одобрила.

Я выбрал из романа Алексиевич шесть фигур. Структура либретто представляет собой монтаж шести монологов, часто рифмующихся между собой. Конструкция моей оперы такова, что ее персонажи исполняются теми же певцами, что и опера Мусоргского, но при этом они проживают у меня альтернативную биографию, которая добавляет новые черты к их фигурам в «Годунове». Персонажи книги Алексиевич стали у меня альтер-эго шести героев «Бориса Годунова»; побочные фигуры «Бориса Годунова» становятся у меня главными. Так, Григорий Отрепьев Мусоргского становится у меня еврейским подростком, который пережил расстрел гетто и, оказавшись у партизан, вынужден скрывать свое еврейство, чтобы выжить. Юродивый Мусоргского становится у меня ребенком, потерявшим квартиру из-за рейдерского захвата, Мамка из «Бориса» — матерью подростка-самоубийцы. Общая конструкция спектакля такова, что действие Бориса происходит в будущем, после некоей катастрофы, а моей оперы — в настоящем, это флэшбэки в альтернативной реальности».

Комментарии
Предыдущая статья
В Новокузнецке впервые проходит лаборатория нового текста «Трансформация мифа» 17.01.2020
Следующая статья
Виктор Рыжаков выпускает премьеру комедии Ивана Вырыпаева «Интертеймент» 17.01.2020
материалы по теме
Новости
Тольяттинский «Дилижанс» посвятит Зиновию Корогодскому «пушкинскую» премьеру
Сегодня, 11 октября, в тольяттинском театре «Дилижанс» пройдёт премьера спектакля Евгения Зимина «Борис Годунов» по одноимённой пьесе Пушкина. Перед показом в фойе театра будет открыта мемориальная доска режиссёру и педагогу Зиновию Корогодскому.
Новости
Милькис выпускает премьеру о смутном времени перехода и самозванстве
Сегодня, 17 марта, в московском Театре на Покровке пройдёт премьера спектакля Михаила Милькиса «Самозванцы» по мотивам нескольких пьес о Лжедмитрии I.