Некто в сером

 

В БДТ вышел спектакль по рассказу Леонида Андреева “Губернатор”. Корреспондент Театра. считает, что это самая страшная и жесткая постановка Андрея Могучего, хотя ее главной темой стала способность человека к состраданию.

«Призрак смерти витает над всем произведением… Это — поистине изделие гробовщика, траурная колесница… Впечатление ужаса достигается вскриками, взвизгами и такой темнотой, что театр походит на чернильницу» — писал в 1907 году критик Ю.Д. Беляев о спектакле Мейерхольда «Жизнь человека». Описание первой в истории театра постановки по пьесе Леонида Андреева любопытно рифмуется с последним по времени спектаклем по рассказу писателя — «Губернатором» Андрея Могучего.

Некто в сером, управляющий действием в пьесе Андреева и спектакле Мейерхольда, в постановке Могучего растворен в каждом отдельном персонаже. Серый здесь — основной цвет. В прологе вдоль серого занавеса молча сидят все будущие персонажи, одетые по большей части в серые костюмы. Лица актеров покрыты серой, чуть блестящей краской, той самой «въевшейся металлической пылью», о которой пишет Андреев в рассказе «Губернатор». И одновременно серые фигуры — как ожившие герои с черно-белых негативов пленки столетней давности — напоминание о том, что происходящее на сцене основано на реальных событиях: рассказ Андреева посвящен убийству московского генерал-губернатора. Камера на протяжении всего спектакля будет снимать движения актеров и выдавать онлайн-проекцию на две боковых панели в режиме стоп-кадров — так, что получившиеся изображения становятся в один ряд с фотографиями исторической хроники.

«Раз, два, три…Так ходит губернатор» — задумчиво повторяет герой Дмитрия Воробьева, губернатор Петр Ильич, строевым шагом меряющий тесный квадрат тюрьмы, в которой оказался, когда отдал приказ стрелять по бастующим рабочим с завода. Тюрьмы не буквальной, а внутренней. Гигантские серо-зеленые стены во всю сцену БДТ (потрясающая сценография Александра Шишкина) образуют узкий коридор посередине: три на три шага. Обшарпанные стены некоего вечного русского присутственного помещения — то ли чиновничьего кабинета, то ли больничных палат или тюремных камер — метафора системы, которая давит со всех сторон, уничтожая человека раньше, чем физическая смерть.

В узком пространстве, где зритель застает Губернатора, стоит койка — не место отдыха, а гроб, в который главный герой проворно ложится, складывая руки на груди. Он знает, что за ним скоро придут. Конвой, они же ангелы-хранители (а, может, мстители?), они же «люди сверху» спускаются на сцену по двум лестницам с потолка. Сбрасывают с плеч железные крылья, внимательно исследуют помещение, а затем стреляют в Губернатора в упор. Сцена эта в спектакле повторяется дважды — Губернатор видит ее во сне. Кажется, что именно страшный сон, начинающийся с самого конца, со смерти, мы вместе с Губернатором смотрим на протяжении всего спектакля.

«Убитых — тридцать пять мужчин, девять женщин и трое детей». Позже зрителям крупным планом покажут лица убитых на двух больших вертикальных экранах, стоящих по бокам сцены. Покажут и платок, взмах которого стал сигналом к убийству, и кладбищенские кресты, и заезженную проселочную русскую дорогу, по которой едет Губернатор, и растерянное лицо самого должностного лица, внезапно осознавшего себя убийцей.

Пожалуй, это самый страшный спектакль Могучего — продолжение размышлений режиссера о России. Так в постановке «Иваны» им генерировались смыслы «перестроечного» времени: декорация на сцене Александринского театра напоминала строительные леса. Зритель сидел на деревянных трибунах -«времянках», а на фоне красно-золотых императорских кресел кучка людей весь спектакль строила и рушила уличный сортир. А телевизоры в квартирах Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича показывали «Лебединое озеро». В спектакле «Между собакой и волком» зрителям являлся феномен легендарной страны: из русского бессознательного вечным 25 кадром выскакивали Александр Сергеевич Пушкин и зайцы. Недавняя «Гроза» показывала Россию с сувенирной — палехской — и одновременно дремучей, архаичной стороны. «Губернатор» в этом контексте кажется размышлением режиссера о человеке-функции, обнаружившем в себе человека.

В сцене с Рабочим (Руслан Барабанов), размахивающим революционным флагом и яростно кричащим текст из Андреевского «Царя-голода», все залито красным светом, из-за кулис валит дым. Дикие стоны голодных женщин, держащих на руках детей-кукол, с неестественно свисающими руками, ногами, головами, перемешиваются с ломаной музыкой Олега Каравайчука. Сцена горизонтально поделена на две части: вверху — вездесущие толстые серые стены, внизу — бесформенные тюки — то ли горы хлама, то ли трупы замученных голодом людей. Обезумевшая Настасья Сазонова (Аграфена Петровская) — воет, плачет, кудахчет над трупом своего умершего ребенка. Так страшно в театре не было давно. И кажется, что выхода из этого ада нет, только белый платок — смерть. Но в спектаклях Могучего выход есть всегда.

В «Грозе» по помосту из лилий — «дороге цветов Ханамити» — Катерина уходила из черного замкнутого пространства сцены — палехской шкатулки — в театральный зал, где возможно все. В «Иванах» сама сценография подразумевала выход: перед публикой простирался открытый зрительный зал Александринского театра. В «Между собакой и волком» светилось голубое небо с безмятежными облаками. В «Губернаторе» воплощением надежды становится фигура Гимназистки (Александра Магелатова) — единственный человек в этом сером мире, лицо которого не покрывает краска. В коричневом платье с белым передником, она стоит у микрофона и зачитывает свое письмо Губернатору: «Клянусь, что буду молиться за вас…Мне очень, очень вас жаль». Девушка оказывается единственным, кто способен здесь на очень простое, кажется, чувство, — чувство жалости, сострадания. История смерти внезапно превращается в манифест милосердия. Гимназистка читает письмо в полной тишине, на фоне пустой театральной сцены, а в это время на боковых экранах ее большое черно-белое изображение становится цветным, превращаясь в абсолютный символ. Манифест XXI века. Если Мейерхольд в начале века двадцатого констатировал и пророчествовал беззащитность Человека перед судьбой, то сегодня, когда революция уже произошла, жертвы посчитаны, а все мы уже вынесли (хочется верить) из этого урок, единственно возможной альтернативой и ответным ходом Человека оказывается способность к милосердию. Про это ставит Могучий.

Комментарии
Предыдущая статья
Марюс Ивашкявичюс: “Родина – это не земля, это люди” 21.02.2017
Следующая статья
След от голоса 21.02.2017
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…