Не уменьшай масштаб: «Not to Scale» на фестивале “Точка доступа”

©Анна Юсина

Журнал ТЕАТР. о премьере хендмейд-спектакля Энта Хэмптона и Тима Этчелса.

Британцы Энт Хэмптон и Тим Этчелс создали для шестого Летнего фестиваля искусств «Точка доступа» интерактивную постановку «Not to Scale» – хендмейд-спектакль, который может начаться, где угодно – лишь бы нашлась ровная поверхность, на которой в ряд могут уместиться четыре листа А4.

Рецепт спектакля прост: нужны два человека, 9 листов белой бумаги, 2 простых карандаша, 2 ластика и 2 заряженных гаджета. Как использовать ингредиенты, рассказывает голос в наушниках — это единственный компонент постановки, который приготовлен заранее. Он обуславливает действия участников-исполнителей. Остальные составляющие создаются вами здесь и сейчас: и вот уже тень волоса, обведённая карандашом, навсегда закрепляется на бумаге, а затем, стертая, превращается в маленькие клочья ластика, которые смешаются с пылью на полу — спектакль рождается из подручных материалов, меняется и оживает под руками вовлечённых зрителей.

Что-то похожее происходило в интерактивном спектакле «Etiquette», созданном Энтом Хэмптоном совместно с Сильвией Меркуриали, и в 2018 году адаптированном командой Фёдора Елютина «Импресарио» на русский язык. Как и «Not to Scale», «Etiquette» приглашал двоих людей принять участие в спектакле, где они станут одновременно и зрителями, и актёрами, следующими за подсказками суфлёра в наушниках. Но «Etiquette» проводился в публичных пространствах, где проходящие мимо люди не догадывались о спектакле, разыгрываемом для пары людей за одним из столиков. Противопоставление внешнего мира и секретного спектакля было важно для восприятия участников, которых искусство, казалось, качественно выделяло из общей шумной толпы. Спектаклю «Not to Scale» это не требуется. Он более интимен, ему не нужны посторонние — ни наблюдающие, ни наблюдатели, — он создаёт мостик между листом бумаги и фантазией рисующих.

В этом опыте непросто выделить единый сюжет, да и незачем: нарратив прерывается, истории причудливо варьируются и внезапно сменяются новыми, следуя за детски непосредственной фантазией создателя. Направляемые голосом участники оживляют белые листы: с них начинают смотреть глаза, потом появляются дерево, дом, крошечные люди — возникают сюжетные сценки. В создании полноценной картины участвуют двое зрителей-перформеров — их листы соединяются, и нарисованный мир становится объемнее, разнообразнее, в его половинах обнаруживаются различия, а маленькие человечки начинают путешествовать с одного листа на другой — нужно лишь успевать стирать их в старом месте и дорисовывать в новом. Справиться с этим быстро под силу только в паре.

«Not to Scale» — спектакль для двоих. Это принципиальное условие. Он выстроен на взаимодействии — нужно наблюдать за тем, как и что рисует партнёр, помогать ему, дорисовывать друг за другом, выбирать на рисунке активных персонажей, которые будут участвовать, например, в диалоге. Вдвоём создавать спектакль на бумаге, обмениваясь взглядами и реакциями, весело и задорно. Но это не главное. Просто для создания нового живого мира всегда нужны двое, будь то Адам и Ева для человечества или родители для появления ребёнка.

Ребёнок, кстати, здесь тоже материализуется. Это один из паттернов, с которыми работают Хэмптон и Этчелс. Авторы предлагают поиграть с повсеместно узнаваемыми моделями: вот дом и лес, ребёнок, киллер — образы, формирующие очень конкретные ассоциации: безопасность, страх, беззащитность и угрозу. Собранные вместе, они определяют конфликт. Но что будет, если сместить акценты? Зажечь дом, открыть «портал» в другие миры, позвать неожиданную помощь из саванны…

«Not to Scale» напоминает аксиому, которую каждый из нас знал в детстве, а потом почему-то забыл: чтобы создать целый мир, хватит простого карандаша и листа белой бумаги. В этом мире никто не сможет диктовать вам свои законы. По воле смелой фантазии может случиться что угодно: на пустыре вырастет лес с птицами, из дырки в листе вылезут и начнут ходить между деревьев человечки, а грозного призрака можно просто спрятать в стеклянный короб, засыпать его землёй и сверху посадить цветы — так из страха вырастет красота.

Пробуждающаяся фантазия — секретный ингредиент рецепта, из которого готовится «Not to Scale». От этой приправы зависит, каким будет вкус именно вашего спектакля. Чем более открытыми, азартными и любопытными вы приступите к его приготовлению, тем насыщеннее окажутся ощущения.

Хэмптон и Этчелс помогают зрителям вспомнить забытую в детстве радость неограниченного творчества — когда мир вокруг пуст, словно белый лист, и можно каждый раз заново решать, из чего его выстроить и чем заполнить. Да, в «Not to Scale» действия подсказывает записанный голос. Но после соучастия в рождении спектакля его место занимает голос внутренний, напоминающий: «ты можешь всё!» — создать и уничтожить вселенную, убить или спасти ребёнка. И ты, действительно, можешь. Хорошо бы почаще об этом вспоминать.

Комментарии
Предыдущая статья
Нидерландский театр танца выложил эксклюзивные балеты Соль Леон и Пола Лайтфута 16.07.2020
Следующая статья
Алексей Логачёв возглавит Нижегородский театр юного зрителя 16.07.2020
материалы по теме
Новости
Петербургский фестиваль «Точка доступа» закрывается
24 марта Летний фестиваль искусств «Точка доступа» сообщил в своих соцсетях о прекращении работы.
Архив
Подрывная деятельность
«Интервенции: искусство политического времени». Конспект лекции Клэр Бишоп, прочитанной на фестивале «Точка доступа» — 2020. Клэр Бишоп — исследовательница театра и перформанса, профессор NYU, автор книги «Искусственный ад: Партиципаторное искусство и политика зрительства» (на русском языке книга вышла в издательстве V — A — C press в 2018 году[1]). Онлайн-лекция, прочитан­ная…