Ассоциация национальных театров России будет создана под эгидой Александринки

На фото - Александринский театр © социальные сети Александринского театра

29 апреля в онлайн-формате прошла рабочая встреча руководителей национальных театров страны, инициированная худруком Национального драматического театра России (Александринского) Валерием Фокиным. Его идея создания Ассоциации национальных театров получила единогласную поддержку.

Организаторами встречи выступили Александринский театр и Псковский театр драмы имени Пушкина (с 1 января 2021 года – филиал Александринского театра), возглавляемый Дмитрием Месхиевым.

На встрече присутствовали руководители более чем 20 из 42 работающих в России национальных театров (без учёта русских национальных театров, действующих на территории национальных республик). В том числе, Татарский государственный Академический театр имени Г.Камала, Татарский государственный театр юного зрителя им. Г.Кариева, Альметьевский государственный татарский драматический театр, Буинский татарский государственный драматический театр, Башкирский академический театр драмы им. Мажита Гафури, Салаватский государственный башкирский драматический театр, Государственный Ордена Трудового Красного Знамени Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева, Национальный музыкально-драматический театр им. В. Ш. Кок-оола Республики Тыва, Театр Олонхо, Саха академический театр им. П.А. Ойунского, Государственный Национальный театр Республики Карелия, Горно-Алтайский Национальный драматический театр имени П.В. Кучияк, Коми-Пермяцкий национальный ордена «Знак Почета» драматический театр им. М.Горького, Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми, Государственный академический театр драмы имени В. Савина Республики Коми, Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана, Хакасский национальный драматический театр имени А.М.Топанова, Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читиген», Чеченский государственный драматический театр им. Х. Нурадилова, Театр обско-угорских народов «Солнце», Чувашский государственный Ордена Дружбы народов театр юного зрителя имени Михаила Сеспеля.

«Национальные театры – всегда вопрос государственный, – сказал Валерий Фокин, открывая встречу. – Даже Кремлевский театр изначально строился для национальных театров, а потом уже стал тем, чем стал. Ситуацию с национальными театрами в России идеальной не назовешь, она требует особого подхода и своего разрешения. При этом, значение театров на территории национальных республик гораздо более масштабно, чем значение театра как институции в России. Потому что у вас театр – это еще и место сохранения традиций, и место национальной идентификации. На мой взгляд, нужна серьезная организация, которая займётся исключительно национальными театрами – их жизнью, происходящими в них процессами. Мне кажется правильным создать Ассоциацию национальных театров России».

Учредить такую Ассоциацию предполагается на Культурном форуме, который в 2021 году пройдёт в Петербурге с 11 по 13 ноября, на специальной конференции национальных театров.

Однако работу по созданию Ассоциации Валерий Фокин предложил начать уже сейчас, попросив всех руководителей национальных театров присылать предложения для разработки учредительных документов.

Кроме того, Валерий Фокин объявил, что готов до создания Ассоциации взять на себя частичное решение остро стоящей в национальных театрах кадровой проблемы – организовать на Новой сцене Александринского театра летнюю школу для стажировки специалистов разного профиля, направленных театрами из республик.

Еще одну очевидную проблему – поддержку гастрольной деятельности национальных театров – Фокин намерен решить с помощью театральной площадки в Москве, в Коломенском. «Мы сделали проектную документацию и вошли в число 27 театров, по которым есть распоряжение властей продолжать строительство. Эта площадка откроется в 2024 году, и конечная её цель – создание Дома национальных театров России. Я вижу это пространство как театральную Мекку. Разумеется, там должен проходить фестиваль национальных театров», – заявил Фокин.

Из других проблем национальных театров, попавших сегодня в разряд «нерешаемых», были названы: отсутствие единой программы национального театрального образования, о которой говорил председатель СТД Татарстана, главный режиссер казанского Камаловского театра Фарид Бикчантаев, недостаток компетентных критиков, ориентирующихся в национальных традициях, отмеченный директором Национального музыкально-драматического театра республики КОМИ Светланой Белоусовой, недостаток штатных единиц для омоложения труппы без увольнения артистов старшего поколения, который существует в Национальном музыкально-драматическом театре им. В.Ш.Кок-оола Республики Тыва, по словам его главного режиссера Марины Каадыр-ооловны Идам.

Приглашенная на конференцию заведующая кабинетом национальных театров СТД РФ Марина Корчак назвала ряд проектов Союза, которые уже существуют и отчасти решают названные проблемы: это, в частности, Всероссийский фестиваль национальных театров «Федерация» в Грозном, ряд локальных семинаров для драматургов и лабораторий. Однако Марина Корчак признала, что проблем у национальных театров по-прежнему достаточно и Ассоциация тут действительно может помочь.

Дмитрий Месхиев уточнил, что Ассоциация, в отличие от СТД, «не будет общественной организацией, это будет организация, которая сможет получать гранты и субсидии на свои проекты». «Ассоциация должна быть оператором национальной театральной истории, должна стать не просто силой, а силой национально-политической», – пояснил он.

«Я могу только приветствовать создание такой Ассоциации. Но хочу напомнить, что национальный вопрос в России всегда стоял очень остро, и любые его решения должны проводиться очень тонко, чтобы ничего не испортить», – эта реплика Фарида Бикчантаева, несмотря на фирменную иронию татарского театрального мэтра, прозвучала в поддержку идеи объединения. Вслед на ним солидарность с Фокиными и Месхиевым выразили все присутствовавшие на онлайн-собрании.

Создание Ассоциации поддержала и театровед, профессор ГИТИСа Анна Степанова: «Я, наверное, единственный специалист, который читает в ГИТИСе курс по национальным театрам, и до сих пор я всегда начинала первую лекцию с того, что в России есть десятки национальных театров, но нет ни одного национального театра на русскоязычной территории. Так что я считаю очень важным, что сегодня строятся планы по организации сообщества, где Русский национальный театр будет присутствовать наравне с национальными театрами других республик и народов».

Завершилась встреча конструктивным предложением Дмитрия Месхиева, прозвучавшим в ответ на реплику директора Альметьевского театра драмы Фариды Исмагиловой о том, что её театр получил возможность выпустить многие сильные спектакли благодаря программе «Культура малой Родины», возглавляемой Евгением Мироновым и поддерживающей театры малых городов России, к которым относится и Альметьевск. «А давайте инициируем создание в партии “Единая Россия” программы поддержки национальных театров – по аналогии с её программой “Культура малой Родины”», – заявил Месхиев и взялся сам осуществить эту инициативу.

Комментарии
Предыдущая статья
В новосибирском «Первом театре» займутся гендерными исследованиями 29.04.2021
Следующая статья
Форма важна, но есть вещи важнее 29.04.2021
материалы по теме
Новости
«Шалом» привезёт в Петербург спектакли Шерешевского, Липовецкого, Зальцман
С 12 по 16 февраля на Новой сцене Александринского театра пройдут гастроли Московского еврейского театра «Шалом». В афише — четыре спектакля: от первой постановки, которую «Шалом» выпустил под руководством Олега Липовецкого, до одной из недавних премьер театра.
Блог
Петербургский стиль: к 90-летию Николая Мартона
Сегодня в Александринке чествуют артиста столь же легендарного, сколько  остро и даже дерзко современного, отважного, удивительно  гармоничного – Николая Сергеевича Мартона. Отмечать  юбилей он будет не восседая на троне в центре прославленной сцены, а работая – в спектакле Валерия Фокина…