Наставшев в Пермской опере возвращается к Пушкину и Чайковскому

Промофото к спектаклю «Пиковая дама» © Никита Чунтомов

С 11 по 14 октября в Пермском театре оперы и балета пройдут премьерные показы оперы Чайковского «Пиковая дама» в постановке Владислава Наставшева. Музыкальный руководитель постановки — главный дирижёр театра Владимир Ткаченко.

Романтическую оперу «Пиковая дама» Пётр Чайковский написал во Флоренции в 1890 году — менее чем за пять месяцев. На создание оперы вдохновило знакомство с либретто, которое его брат Модест Чайковский изначально создавал для другого композитора. В создании итогового варианта текста приняли участие оба брата, расширив и переосмыслив сюжет пушкинской повести — в частности, добавив картину, посвящённую судьбе Лизы, и завершив историю самоубийством обоих героев. «Вершина творчества Чайковского и трагическая кульминация музыкального театра эпохи романтизма, „Пиковая дама“ распахивает дверь в ХХ век, предвосхищая открытия Рихарда Штрауса и Альбана Берга, одновременно пристально всматриваясь в золотой век европейской культуры, — говорится в анонсе премьеры. — Обострённость экспрессии и изощрённая культурологическая игра составляют два полюса драматургии партитуры».

Дирижёр-постановщик премьеры Владимир Ткаченко рассказывает: «Позднего Чайковского можно открывать очень разными ключами. „Пиковая дама“ — одновременно и вершина традиции романтической оперы, и предвестница музыкального театра XX века, и воспоминание о золотом веке европейской культуры. Она написана так, чтобы подтолкнуть тебя к поиску решений, созвучных тебе сегодняшнему, созвучных артистам, с которыми ты работаешь, — и, наконец, созвучных сегодняшнему дню.

У каждого времени своя „Пиковая дама“. Легендарная третья картина, в которой Чайковский признаётся в любви Моцарту и его современникам, звучала совершенно по-разному в конце XIX века, середине ХХ и начале XXI — меняясь в зависимости от того, как эти эпохи слышали музыку классицизма.

Сложнейшая драматургия оперы требует от исполнителей предельного внимания к музыкальному тексту. Добиться максимальной детализации его прочтения, пристально вслушавшись в эту хрестоматийную вроде бы партитуру, — наша ключевая задача».

Премьера приурочена к 225-летию со дня рождения Пушкина. Любопытно, что для режиссёра Владислава Наставшева эта работа станет своеобразным «тройным возвращением»: два года назад он поставил в Пермской опере другую оперу Чайковского, также основанную на пушкинском тексте, — «Евгения Онегина». Этот спектакль стал заметным событием и принёс Наставшеву «Золотую Маску» за лучшую работу режиссёра в опере. После «Евгения Онегина» Наставшев выпустил в Пермской опере ещё одну постановку — «Бал-маскарад» Верди.

Традиционно к премьере был подготовлен цикл лекций «Лаборатории современного зрителя», стартовавший в начале месяца. Заключительная лекция петербургского театроведа Николая Песочинского «„Пиковая дама“ — 1935: Пушкин/Чайковский/Мейерхольд» пройдёт 12 октября.

Наставшев традиционно работает над спектаклем и как художник (совместно с Валерией Барсуковой). Также в постановочной команде — художник по костюмам Майя Майер, художник по свету Константин Бинкин, художник по вижео Игорь Домашкевич, хореограф Екатерина Миронова, хормейстер-постановщик Екатерина Антоненко и драматург Дмитрий Ренанский.

Комментарии
Предыдущая статья
Фамил Джавадов ставит в Омске «медленный хоррор» 08.10.2024
Следующая статья
Даниил Ахмедов создаёт в Красноярском ТЮЗе «фэнтези-драму» об Аладдине 08.10.2024
материалы по теме
Новости
Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 35
Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1, неделя 2, неделя 3, неделя 4, неделя 5, неделя…
30.12.2024
Новости
Ильгиз Зайниев назначен новым директором Камаловского театра
Сегодня, 28 декабря, стало известно, что художественный руководитель театра кукол «Экият», режиссёр и драматург Ильгиз Зайниев назначен на должность директора Татарского государственного академического театра имени Камала.