На Арбате открылась выставка к юбилею Петра Фоменко

На фото — выставка к юбилею Петра Фоменко © соцсети Театра имени Вахтангова

На Старом Арбате в Москве открылась выставка, приуроченная к 90-летию со дня рождения Петра Фоменко (13.07.1932-9.08.2012). Все желающие могут в любое время ознакомиться с творческой биографией мастера по фотографиям, коротким текстам и его собственным высказываниям.

Созданием выставки занималась «Мастерская Петра Фоменко», однако в подготовке материалов приняли участие и другие театры. Одной из принципиальных особенностей оригинальной уличной экспозиции является хронологический охват: 32 панно (16 двусторонних стендов) дают возможность проследить за всем творческим путём Петра Фоменко, узнать о его работах в самых разных театрах Москвы и за её пределами. При этом одна из двух сторон посвящена главному детищу режиссёра и педагога, созданному им театру «Мастерская Петра Фоменко» и спектаклям, которые он сам здесь поставил.

Панно выставки к юбилею Петра Фоменко © соцсети «Мастерская Петра Фоменко»

Вторая сторона выставки — хронологически, напротив, первая. Она начинается со стенда «Детство. Отрочество. Юность», посвящённого ранним годам жизни режиссёра, и продолжается рассказом о его работах вне (и до) «Мастерской» — причём не все они относятся к числу широко известных. Изучив эту «архивную» сторону выставки, можно узнать о работах Фоменко в Театре на Таганке, «Смерти Тарелкина» и «Плодах просвещения» в Театре имени Маяковского; о спектаклях в Центральном детском театре («Приключения жёлтого чемоданчика», «Король Матиуш Первый»); о ленинградском периоде творчества режиссёра — «Новой Мистерии-буфф» в Театре имени Ленсовета и постановках в Театре комедии имени Акимова; о «Любови Яровой» в Малом театре и о двух спектаклях, поставленных в Тбилисском русском театре имени Грибоедова. Несколько спектаклей, о которых рассказывают панно, многие помнят лично — «Калигула» в Театре имени Моссовета, «Великолепный рогоносец» в театре «Сатирикон» и две знаковых постановки в Театре имени Евгения Вахтангова, неподалёку от которого и находится выставка, — «Без вины виноватые» и «Пиковая дама». Наконец, здесь можно узнать о работах Фоменко в кино и на телевидении (то и другое — важные страницы биографии режиссёра), а также о годах преподавания в ГИТИСе (1981-2001), благодаря которым и возникла «Мастерская».

Панно выставки к юбилею Петра Фоменко © соцсети «Мастерская Петра Фоменко»

Принципиально, что, помимо фотоматериалов и сопроводительных текстов в виде коротких эссе, на панно можно найти «прямую речь» самого мастера. Это существенно в том числе потому, что высказываний, цитат и «афоризмов» Фоменко в зафиксированном, а не апокрифическом виде, сохранилось не так много, как может показаться. Например, на ГИТИСовском панно можно найти такую фразу: «Смысл педагогики широк, но главное-то всё одно остаётся: выращивание в людях их же индивидуальностей в контексте времени и — всё-таки — культуры».

Посетить выставку можно в любое время. Она будет открыта до 17 июля.

Комментарии
Предыдущая статья
Кирилл Серебренников выпускает в Амстердаме премьеру о сделке с дьяволом 03.06.2022
Следующая статья
Хореограф Максим Петров дебютирует в Перми как оперный режиссёр 03.06.2022
материалы по теме
Новости
Карина Бесолти выпускает «мистическое драмеди о материнской любви»
Сегодня и завтра, 6 и 7 мая, на Старой сцене «Мастерской Петра Фоменко» пройдёт премьера спектакля Карины Бесолти «Пещерные мамы» по одноимённой пьесе Рината Ташимова. Постановка — независимый театральный проект, которым занимается молодая команда продюсеров «Студия 711».
Блог
Наполеон уже не торт
Гоголевская «Женитьба» известна театралам уже в стольких сценических интерпретациях, что очередную премьеру идут смотреть с ожиданием: что нового? Как режиссёр видит историю Подколесина и Агафьи Тихоновны, которых тщится поженить Кочкарев, как трактует мотивировки героев, как выстроит череду женихов, каков будет…