Мы развинчиваем мифы

«Вероятно, спектакль закончился», — сообщил финальный титр. Поклонов можно было не ждать, как и света в зале. Ифигения лежала на диване. Клитемнестра вышла постоять на балкон. Орест слушал маму. Агамемнон ждал. Сериал про Христа был прерван. А ты иди домой.

Спектакль Константина Богомолова «Мой отец — Агамемнон» в Вильнюсском малом театре оборачивается настоящей провокацией именно для тех, кто к провокациям Богомолова привык. Камерный, сдержанный, минималистичный, в нем режиссер не допускает ни увлекательного жонглирования контекстами, ни «развлекательной» головоломки политических аллюзий. Очищенный — до стерильности: как комната, в которой живут герои (напоминающая другие «квартиры», сочиненные Ларисой Ломакиной, сценографом «Моего отца — Агамемнона»). До оскомины знакомая оболочка и не-реальная пустота под ней. Нет и не было таких комнат. Приметы быта не вымараны, но это как кинопавильон, гостиничный номер, музейная комната — отсюда давно уехали или постоянно никогда не жили. Единственное «всегда» здесь — «сейчас».

Сейчас: монотонное и отстраненное говорение монологов, равно как долгие и иррациональные паузы, вынуждает тебя быть предельно внимательным и к актерам-людям, и к «высквоженным» смыслам сказанного ими. Четыре актера, выбранные Богомоловым, способны как на театральный гротеск, так и на естественность, правдивость, а лучше сказать, «случайность» существования перед камерой. Балансирование между этими полюсами — актерский язык, который органичен этому спектаклю. Архаичный текст здесь не анахронизм, а способ перевести разговор в иную плоскость: не условность метафоры, но и не «осовременивание», а какой-то третий, двойственный путь. Режиссеру не нужны доказательства повторяемости мифа в каждодневной реальности. Для него это отправная точка в попытке рассмотреть сам механизм его возникновения и развития.

На полке стоят две заводные фигурки: фарфоровая балерина и фарфоровое распятие. Обе одинаково вращаются под умиротворяющую музыку. Титр: «Хитроумный Одиссей уже знает механизм воскресения». Хитроумный Богомолов уже знает механизм развенчания безразличия к трагедии. Это безразличие давно возведено в энную степень.

Ифигения (Эльжбета Латенайте) спит с открытыми глазами. Смерть неизбежна. Неважно, умрет ли Ифигения потом: ее застывший взгляд, остановившийся на случайно выбранном зрительском лице, знак смерти, а точнее, отсутствия жизни в жизни. Мертвая мама «лежит и воняет»: Вальда Бичкуте запрокидывает голову на спинку дивана и едва замолчав, замирает с тем же застывшим взглядом.

963049_628651483844232_1768597235_n
Фотография: www.vmt.lt

Сдержанные гордые женщины с прямой спиной, упрямые, опрятные и привыкшие к дисциплине, живут с расхлябанными, слабыми, ничтожными, грубыми и бесцеремонными мужчинами: Агамемнон (Арунас Сакалаускас) в растянутых трениках выходит вслед за Ифигенией только для того, чтобы отобрать у нее ценную безделушку-балерину, а Орест (Мантас Вайтьекунас) кажется отцовской противоположностью, но из безобидного двоечника превратится в кого-то похуже: хладнокровный циник с пустым взглядом на самом деле все тот же трусливый раздражительный тинейджер.

Средства, которые хочется назвать «осколочными», намек (и только) на связную историю, видимая незавершенность — освобождение от слоев пыли, шаблонов создания и лекал восприятия. Остается чистое сознание, которое и дает нужное для постижения еврипидовых трагедий, как это было в античном театре: знание и воображение.

В этом спектакле маска не пристает к лицу актера — их словно прикладывают одну за другой, а актер может и не знать, что на внешней стороне. Попав в намагниченную среду, актер здесь сам становится идеальным пустым пространством, из которого можно извлечь всевозможные образы и через которое их можно разглядывать, как отражения в зеркальной галерее. Буквально — актриса просто сидит на стуле, с ней ничего не происходит, однако: «А это уже не Гекуба. Это совсем другая женщина», — сообщают титры. «А теперь это снова Гекуба». Оказывается, все самое интересное ты пропустил.

Интересное вообще не случается тогда, когда ждешь. Ждать неинтересно. Ждет Агамемнон, ждет Ифигения. И тебе, зрителю, придется подождать. Это «невсамделишное» насилие — лакмусовая бумажка и единственный серьезный раздражитель: ничего не происходит, и это «ничего» — первое, что происходит в спектакле. Дождется смерти Агамемнон, дождется Ифигения. А ты проиграл еще до того, как принял правила игры: никакие аффекты, кроме нетерпения, уже не настанут бесконтрольно. Твое Чистилище — ерзать на кресле.

1396669_628651683844212_1752135753_n
Фотография: www.vmt.lt

Вальда Бичкуте: «Придумал гениальное — отказывайся»

Чем уникален опыт этого спектакля?

Всем! Как я понимаю, это первый настоящий постдраматический спектакль в Литве, совсем другая точка зрения. Богомолов сразу сказал, как мы будем работать. У меня не было ощущения, что я его не понимаю. Было интересно, манило это другое. Красота этого спектакля — в его многослойности. И очень умный обман: пока зритель слушает, ему кажется, что это связная история, хоть что-то сейчас станет понятно… ах, нет, опять опровергли. Это постоянная игра режиссера со зрителем. Он такой pro longa, этот спектакль, он действует, работает еще и после. Чем-то похоже на кино. Но в кино все равно надо что-то сыграть, пусть и не играя, а Богомолов говорил: надо работать путем отказа. Даже если кажется, что в голову пришло что-то очень гениальное, сразу отказывайся. Мы не понимаем, как там все работает. Я смотрю на своих коллег: вот Мантас просто сидит — ему сказали сидеть, — и какой интересный! Ничего не надо. Странно…

Как получается с первого же выхода включаться? И, кстати, так необычно «выключаться» — что вам, актерам, дает отсутствие поклонов в конце?

Мы классно проводим время в этом спектакле. Нет такого, что надо как-то стараться. Так, течет как течет… Это спектакль-провокация, очевидно. Когда спектакль заканчивается, мы смеемся за кулисами, как все в зале сидят, не зная, что делать. Одна из задумок — что не должен ощущаться переход из жизни на сцену, потому что, само собой, в организме что-то включается: ты в ненатуральном пространстве. Здесь не так.

Богомолов — режиссер ироничный. А в чем ирония здесь?

Во-первых, это ирония по отношению к театру как таковому. Скажем так, «издевалка» над театром. Ты с серьезным лицом творишь какой-то бред, и это интересно. Но не всем актерам это удалось (сначала нас было не четверо), они боролись за Станиславского и все такое: «Ну я же должен знать, почему я иду туда-то», — а нипочему! Никаких вопросов, неважно. А во-вторых, таких матерей и такие семьи мы все видели, это уже черный юмор получается, пародия. Когда сидят чужие люди за одним столом и это все называется семья. Это уже жестокий юмор. Но, как и в жизни, смотрите, бывает: папа за телевизором сидит, мама в кухне, вроде бы не общаются, но в этом есть и глубинные связи… В других спектаклях мы показываем эти отношения, а тут они в воздухе, они неизбежны.

Как соединить это «как оно в жизни» с минимальными средствами?

Это похоже на срочный ввод в спектакль. Тебе дали наушник и говорят: не волнуйся, просто жди следующей команды. «Садись», — сел, сижу, «иди туда» — иду. То, что читается, это уже другое. Наша задача ничего не вкладывать в это. Мы смеемся, что зрители здесь играют больше, чем мы. Зал думает, что его нет, а там вот, на сцене, есть. Зрители начинают кашлять, а я сижу и слушаю, как они играют: давайте, показывайте, что можете. Молодежь считывает намного больше. Это поколение Тарантино, десакрализация смерти привычна, кровь льется, и это ни для кого ничего не значит. Они видят и весь этот юмор, и весь этот ужас. И наслаждаются, что их кто-то так классно обманывает. Мой коллега, когда приглашает на этот спектакль, говорит: смотрите больше вокруг. Ну, на сцену иногда гляньте, но самое интересное происходит в зале.

Насколько, по Вашему мнению, эта история жестока?

По сюжету, это казармы, аскетичная квартира Агамемнона. Древнейшая, казалось бы, история, но оказывается, что это здесь и рядом, со всеми. Родители своим влиянием или его отсутствием часто ранят своих детей очень глубоко. Это ежеминутно и все время так. Дети — очень бесстрашные и в своей любви жертвуют собой без всяких драм. Не зря же спрашивают — в восточной медицине, скажем, врачи, — если ребенок болеет, что было с родителями в это время. Каждый младший, приходя в систему (семья это система), так благодарен за свою жизнь, что не знает, чем отблагодарить до него бывших, и готов умереть здесь и сейчас, без всяких упреков. И это так поколениями. Но ты сам должен быть счастливым, здоровым, сильным, чтобы передать это своим детям, это долг родителей. Так что надо приводить в порядок свои жизни… Про это для меня и спектакль, наверно.

Комментарии
Предыдущая статья
Дольче и габбана 16.11.2013
Следующая статья
Обычное дело 16.11.2013
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…