11 и 14 июля на Новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) представят премьеру мультижанрового спектакля «Байка. Мавра. Поцелуй феи» по произведениям Стравинского. Режиссёром и хореографом стал лауреат «Золотой Маски» Максим Петров. Постановка задумана как часть Года Стравинского.
Мультижанровый спектакль состоит из нескольких частей — балет «Байка», опера «Мавра», балет «Поцелуй Феи» и музыкальный антракт.
«Мы испытываем самые смелые ожидания при обращении к творчеству Игоря Стравинского, который, кстати, вырос в доме прямо напротив Мариинского театра и треть жизни прожил в России, — отмечает музыкальный руководитель постановки маэстро Валерий Гергиев. — Мы давно не показывали „Поцелуй феи“, у нас давно не шла „Мавра“, и мы давно не обращались к такой небольшой, но загадочной интригующей театральной пьесе, как „Байка про лису, петуха, кота да барана“. И вот теперь, в Год Стравинского, все три произведения, написанные в 1920-е годы, соберутся в одном спектакле в новой постановке».
Полное название балета «Байка» — «Байка про лису, петуха, кота да барана». Балет поставлен на либретто самого Игоря Стравинского по русским сказкам из сборника Александра Афанасьева. Как отмечают в театре: «Это весёлое представление с пением и музыкой. Сюжет даже по сказочным меркам банален (лиса похищает петуха, звери его спасают) и, в общем, не имеет значения: голоса четырех певцов не закреплены за персонажами. По строчке и по слову собирая либретто из русских народных сказок, Стравинский прежде всего интересовался фонетикой и ритмикой текста».
Партии в постановке исполнят: Максим Изместьев, Максим Зенин, Артём Келлерман, Эрвин Загидуллин, Аарон Осава-Горовиц, Ярослав Рыжов, Виктор Литвиненко, Андрей Арсеньев, Дмитрий Пыхачов, Василий Щербаков, Павел Остапенко, Александр Тимченко, Юрий Власов, Ярослав Петряник, Александр Трофимов и другие.
После балета пройдёт музыкальный антракт — фортепианный цикл из восьми лёгких пьес на пяти нотах «Пять пальцев» в исполнении Людмилы Свешниковой.
Опера «Мавра» написана на либретто Бориса Кохно по поэме Александра Пушкина «Домик в Коломне». Как прокомментировали в Мариинском театре: «Партитура посвящена памяти Пушкина, Глинки и Чайковского, трёх главных западников в русском искусстве XIX века. Голоса прекрасного прошлого — городские романсы, цыганские песни, итальянская опера в русском изводе — звучат, как на старой пластинке. Характерное для „Мавры“ сползание музыкальных интонаций Стравинский поймал как раз в граммофонных записях, ещё очень несовершенных в 1920-е годы. Слышны и голоса петербургской Коломны, где Стравинский вырос: перезвон Николы Морского и марши военно-духовых оркестров».
Партии в опере исполнят: Евгений Акимов, Анна Кикнадзе, Елена Стихина и Екатерина Крапивина. Опера сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.
Завершит мультижанровый спектакль балет «Поцелуй феи». Либретто Стравинский написал по сказкам Андерсена. Действие происходит в сказочном мире и в Стране вне времени и пространства. Композитор посвятил партитуру «Поцелуя феи» Чайковскому.
Главные партии исполнят: Филипп Стёпин, Екатерина Кондаурова, Татьяна Ткаченко, Надежда Батоева, Сослан Кулаев, Рената Шакирова, Артём Келлерман и Наиль Еникеев.
Вместе с хореографом и режиссёром Максимом Петровым работает большая команда. Художником-постановщиком стала Альона Пикалова, художником по костюмам — Юлдус Бахтиозина, художником по свету — Константин Бинкин, ответственным концертмейстером — Наталия Мордашова, видеопроекции создаёт Сергей Рылко.
Максим Петров — хореограф, балетмейстер, окончил Академию Русского балета им. Вагановой в 2012 году (класс Геннадия Селюцкого), поступил в балетную труппу Мариинского театра. Исполнял партии в балетах Михаила Фокина («Карнавал»), Алексея Ратманского (Concerto DSCH), Ханса ван Манена («Пять танго»), Анжелена Прельжокажа («Парк») и других. Дебютировал в качестве хореографа в «Творческой мастерской молодых хореографов» Мариинского театра. Работает с композитором Настасьей Хрущевой — с ней поставил балеты «Русские тупики» (Новая сцена Александринского театра) и «Русские тупики II» (Мариинский театр), за этот спектакль Петров стал лауреатом «Золотой Маски» в номинации «Работа балетмейстера-хореографа». В качестве постановщика сотрудничал со студией «Context Pro» Дианы Вишнёвой. Также был хореографом и режиссёром по пластике в постановках Грэма Вика «Война и мир» (2014), «Золотой петушок» Анны Матисон (2015) и «Самсон и Далила» Янниса Коккоса (2016) в Мариинском театре.