Komische Oper показывает “Моисея и Аарона” Барри Коски

На фото - сцена из спектакля "Моисей и Аарон". Фото с сайта Komische Oper

Берлинский театр Komische Oper открыл доступ к одной из важнейших работ своего интенданта, созданной им вместе с Владимиром Юровским.

Главное сочинение создателя додекафонии Арнольда Шёнберга, так ни разу и не исполненное при его жизни, в версии Барри Коски и Владимира Юровского стало не только значимым художественным событием нового века. Принципиально, что “Моисей и Аарон” Komische Oper оказался не зримой иллюстрацией додекафонических “скрижалей”, а целостным спектаклем на болезненно актуальные и для двадцатого, и для двадцать первого века темы. При этом в версии Коски и Юровского находится место и зрелищности – от кровавого балагана Аарона до заклания кукол и манекенов, – и акустическим, музыкальным решениям, которые также работают в пользу театральности: в частности, голоса, которые слышит Моисей, звучат не только со сцены, но и из-за сцены, с ярусов, из оркестровой ямы.

В постановке Коски внутренние, смысловые лейтмотивы сочинения Шёнберга сохраняются, однако центральной становится тема, принципиальная в библейском предании и актуальная в новейшей истории: психология масс, слепая сила толпы – и те “золотые тельцы”, которые могут обрести власть над фанатиками и вообще над массовым сознанием. В спектакле Коски ими оказываются важные для судьбы Шёнберга географические и временные точки – Вена начала века, Берлин периода становления национал-социализма и голливудский “золотой век”. В итоге зритель получает наглядное свидетельство единого принципа воздействия массовой культуры, обращённой к массовой же психологии: в конечном счёте, связи между глянцем и Холокостом. Примечательно, что премьера, прошедшая в апреле 2015 года, была приурочена к 70-летию со дня освобождения Освенцима.

Я очень счастлив, что замечательная постановка берлинской Komische Oper “Моисей и Аарон” Шёнберга наконец-то будет увидена российскими зрителями, – цитирует Владимира Юровского “Музыкальная жизнь”. – У этого произведения очень непростая судьба: оно было не закончено автором, впервые исполнено после его смерти, в 1954 году и с тех пор является нечастым гостем на оперных сценах мира, а в России не ставилось никогда. Эта постановка была осуществлена в 2015 году в содружестве с замечательным режиссёром Барри Коски и двумя блестящими певцами, артистами, актёрами Робертом Хейвордом и Джоном Дашеком. Хор провел сто репетиций под рояль, прежде чем приступить к работе с режиссёром и дирижёром. У меня с оркестром было в общей сложности что-то около двадцати корректур. В эту постановку вложены огромные творческие и человеческие силы. И я очень горжусь этим спектаклем, считаю, что это одна из лучших театральных работ, которыми мне когда-либо приходилось дирижировать”.

Запись спектакля “Моисей и Аарон” Коски – Юровского с английскими субтитрами уже сейчас можно посмотреть на YouTube-канале OperaVision. Видео останется в доступе до 11 сентября.

Кроме того, там же можно посмотреть записи других постановок Барри Коски (напомним, он является интендантом Komische Oper): “Сорочинская ярмарка” Мусоргского (в доступе до 30 июня), “Жемчуга Клеопатры” Штрауса (в доступе до 17 июня), “Евгений Онегин” Чайковского (в доступе до 31 июля), “Богема” Пуччини (в доступе до 17 июля), “Пеллеас и Мелисанда” Дебюсси (в доступе до 8 июля), “Весенние бури” Вайнбергера (в доступе до 24 июля). Расписание и более подробную информацию можно найти на сайте театра.

Комментарии
Предыдущая статья
Пять проектов Вячеслава Полунина, которые потрясли мир 12.06.2020
Следующая статья
Подписка на непрослушку: премьеры фестиваля «Точка доступа» 12.06.2020
материалы по теме
Новости
Кехман в НОВАТе покажет «Евгения Онегина» с позиции Гремина
С 15 по 17 ноября в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета (НОВАТ) пройдёт премьерный блок показов оперы Чайковского «Евгений Онегин». Спектакль ставит экс-худрук и гендиректор НОВАТа Владимир Кехман.