В екатеринбургском перформансе идеальное и уникальное встретятся лицом к лицу.
Независимый екатеринбургский театр «Место» в начале июня представляет новый проект – перформанс «Отличное тело». Суть предпринятого создателями исследователя отражена в двусмысленности названия: «отличное» здесь воспринимается как рекламная характеристика условного, заданного социумом идеала, однако на деле означает отличность от этого глянцевого стандарта, отклонение от навязанной нормы.
Принципиально для создателей пространство, в котором будет представлен перформанс, – ТЦ «МЕГА». «Мы выбрали в качестве площадки торговый центр с его многочисленной рекламой, на которой изображены модели с идеальными телами, совершенной кожей, и обычным женщинам себя тяжело ассоциировать с этим контекстом», – объясняет создатель «Места» и контент-куратор «Отличного тела» Ольга Комлева. Хотя увидеть перформанс зрители смогут только 7 и 8 июня (начало в 23:00 – жёсткая маркировка «18+»), у обычных посетителей ТЦ есть возможность переосмыслить контекст этого «места»: 2 июня в 15:00 участники сыграют превью-версию (помимо свободного входа, её отличает маркировка «6+»), а с 12 мая в пространстве «МЕГи» работает выставка фоторабот Ксении Лариной.
Работы Лариной – часть «Отличного тела». На фотографиях запечатлены героини, рассказавшие свои личные истории драматургу Тае Сапуриной (интервью двадцати женщин легли в основу финальной пьесы-манифеста). Сами истории находятся рядом с изображениями. Принцип контраста и противопоставлениями нормативного и реального – то есть идеального и уникального, как отмечают создатели, – лёг в основу фотопроекта, а также инсталляции Людмилы Калиниченко. «Работа строилась для меня на сомнениях, – рассказывает Калиниченко. – С одной стороны, я исследую личные интимные переживания участниц перформанса, а с другой, нахожусь в пространстве огромного торгового центра, совсем не предназначенного для откровений. Но ведь именно откровения насыщают наш опыт, а значит, они могут и менять место, которое устанавливает каноны. Мои декорации конкурируют с масштабами ТЦ, напоминая маркетинговый ход, но это способ привлечь внимание. Внимание к серьёзным проблемам принятия иного, решение которых возможно только если мы попытаемся понять или почувствовать».
По словам Ольги Комлевой, проект, изначально задуманный как весьма абстрактная история о (не)приятии своего тела, вылился в итоге в феминистский манифест, в котором темы телесности и сексуальности фактически отступили на второй план по сравнению с травматическим опытом общественного давления и реального насилия. При этом частные истории (их фрагменты можно прочесть не только на стенах ТЦ, но и на фб-странице театра) переросли в отражение общей истории и социальной действительности.
«Всё быстро проходит. Не успеваю принять. Я ещё по привычке чувствую свою молодость и силы, а тело уже другое. Обычные проявления по направлению к старости: всё не так, лицо подвергается гравитации, кожа вся сухая, куда-то сползает. К этому никто не готовит ни в садике, ни в школе. Даже в рекламе есть образы: ребёнок, мама, а следующий – это уже старенькая бабушка, которая асоциальна – она в платочке в деревне сидит. Редко очень появляются в рекламе образы красивой зрелой женщины, чаще всего ещё молодые женщины и уже рекламируют средства от старения» (фрагмент истории одной из героинь «Отличного тела»).