Театр-фестиваль “Балтийский Дом” с 29 по 31 мая проведёт “Три литовских вечера” в режиме онлайн.
Ключевые фигуры литовского театра – одновременно и наиболее известные российскому зрителю литовские режиссёры – Эймунтас Някрошюс, Оскарас Коршуновас и Римас Туминас будут представлены спектаклями рубежа веков. “Балтдом”, отмечающий показом “триптиха” 30-летний юбилей, в большой мере и определил тот факт, что эти (и именно эти) имена литовских режиссёров стали широко известны в российском театральном сообществе.
Примечательно, что ни в одном из трёх случаев не будет уместна формулировка “ранний спектакль”, хотя с премьеры самого нового из них прошло 17 лет: “Маскарад” Римаса Туминаса поставлен в 1997 году, “Отелло” Эймунтаса Някрошюса в 2000-м, “Поразительная и горестная история Ромео и Джульетты” Оскараса Коршуноваса – в 2003-м. При этом все три постановки были репертуарными спектаклями “собственных” театров каждого из режиссёров – основанных и возглавляемых ими Вильнюсского Малого театра, театра Meno Fortas и Театра Оскараса Коршуноваса (ОКТ) соответственно.
Завтра, 29 мая, будет показан спектакль Оскараса Коршуноваса “Поразительная и горестная история Ромео и Джульетты” (в версии “Балтдома” названный “Ромео и Джульетта”). Помимо режиссёра, над спектаклем работали сценограф Юрате Паулекайте, художник по костюмам Йоланта Римкуте, композитор Антанас Ясенка и художник по свету Эугениюс Сабаляускас. В главных ролях Раса Самуолите (Джульетта), Гитис Иванаускас (Ромео), Дайнюс Казлаускас (Меркуцио).
Театровед Аудронис Люга после премьеры спектакля определял его как “зрительский” – в противовес предыдущим, декларативно “бунтарским”, авангардным постановкам Коршуноваса. При этом в целом перенесённую в итальянские пиццерии шекспировскую трагедию критик определял как “конструкцию из фикций и социальной проблематики” – двух ключевых на тот момент мотивов постановок Коршуноваса, “неизменно занимающей его сферы снов, фантазий, детского воображения” и “конфликта отцов и детей” как “движущей силы”. Кроме того, Люга подчёркивал “карнавальную” природу спектакля.
Следующим “Балтдом” покажет вильнюсский “Маскарад” Римаса Туминаса – 30 мая. Любопытно, что этот спектакль “по свежим следам” Люга определял также как “зрительский”, отмечая, что по такому театру тогдашняя литовская публика успела соскучиться. При этом, по мнению критика, “его можно было бы назвать “Маскарадом” конца века (…) потому что в этом спектакле представлено не только наше время, но и культурный опыт прошедшего столетия, связанный с театром Брехта и Стрелера, фильмами Феллини и даже с легендарной бродвейской традицией” – а также с масками commedia dell’arte, позволившими Туминасу “поставить “Маскарад” без маскарада. Другими словами – саму идею маскарада воплотить в актёрах, а средствами режиссуры и сценографии передать только тоску по длящемуся мгновение празднику и ностальгию”. Действие спектакля, по замыслу Туминаса и художника Адомаса Яцовскиса, происходит в заснеженном Петербурге: “Быть может, этот снег Римас Туминас привёз из Исландии [где перед этим ставил “Дон Жуана”], – продолжает Люга. – В Литве такого не бывает. Здесь снег быстро превращается в грязь или тает, оставляя тоску по сказочной зиме. Тоску по маскараду”.
В главных ролях – Арвидас Дапшис (Арбенин), Адрия Чепайте (Нина), Инга Бурнейкайте (Баронесса), Витаутас Румшас-младший (Князь) и Регимантас Адомайтис (Казарин).
Завершит “литовский триптих” 31 мая культовый в России спектакль – “Отелло” Эймунтаса Някрошюса. Здесь главной стихией становится море, и моряками оказываются все герои-мужчины. Алексей Бартошевич писал об этом спектакле, в частности: “Някрошюсовский метафоризм вырастает из метафор текста. Спектакль абсолютно точен по отношению к тексту, и если можно дополнить слово “интерпретация” словом “правильная”, то это правильная интерпретация. Хотя звучит по нынешним временам несколько смешно и наивно, но то, что есть в пьесе, то он и поставил. Что он поставил, то и есть в пьесе. То же самое относится и к человеческой истории, которую нам рассказывают. Сложнейшими способами рассказывают, в конце концов, простую историю, и она не становится менее простой, понятной и человечной от того, что её рассказывают при помощи такого рода средств. Но эти средства необходимы, чтобы простота была ещё и глубиной”.
Мир “Отелло” вместе с Эймунтасом Някрошюсом создавали художник Надежда Гультяева (она же в этом спектакле – художник по костюмам), композитор Фаустас Латенас и художник по свету Аудрюс Янкаускас. Главные роли в спектакле исполняли Владас Багдонас (Отелло), Эгле Шпокайте (Дездемона), Роландас Казлас (Яго) и Маргарита Жемелите (Эмилия).
Начало всех трансляций в 18:00 по московскому времени. Показы будут проходить на сайте и в ВК-сообществе театра.
Спектакли идут на литовском языке с закадровым русскоязычным дубляжом. Видеоверсии созданы продюсерским центром “Человек”.