Лисовский в Риге превратил “Молчание на заданную тему” в “Ситком”

Промо-фото спектакля "Ситком" из соцсетей театра

Премьера «беззвучного спектакля для двух актрис и 75 зрителей», который в латвийской версии будет называться «Комедия положений» («Ситком»), пройдёт 3 ноября в Театре на улице Гертрудес.

Напомним, свободное творческое пространство авангардного Театра на улице Гертрудес, о котором журнал ТЕАТР. рассказывал ранее, анонсировал выход в этом сезоне нескольких русско-латвийских проектов, осуществляемых совместно с продюсерской компанией Евгении Шерменёвой KatlZ. Одним из них стала латвийская версия «Молчания на заданную тему»: постановка Всеволода Лисовского с участием Алёны Старостиной весной побывала на гастролях в Риге, после чего у Шерменёвой и продюсера Майи Павловой возникла идея создать латвийскую адаптацию спектакля. В итоге затея выросла в более амбициозный проект, который и обрёл название «Ситком»: не новая версия российской постановки, а самостоятельный спектакль по мотивам «Молчания…», возникающий на стыке постдраматических опытов Лисовского, более традиционного театрального языка (на который провоцировали рижские зрители гастрольного спектакля) и третьего фактора — принципиальной разницы между театральными школами двух стран.

Получившаяся в итоге экспериментальная конструкция, как поясняют создатели, опирается не только на отношения между артистом и зрителями, но и между двумя участницами спектакля — актрисой и режиссёром Инарой Слуцкой и Яной Яцук, хореографом и режиссёром. Таким образом, бессловесный диалог будет происходить между представителями двух разных видов искусства и обладательницами различного жизненного опыта, а молчать, как сообщается в описании спектакля, артистки будут «не только для зрителей, но и друг для друга».

Кроме того, как поясняют организаторы, в такой редакции спектакль не может быть сыгран мужчинами-актёрами, а героини спектакля, для которых текст оказывается не только заданной темой, но и описанием переживаний, тождественны исполнительницам.

Подробнее о замысле «Ситкома» («Комедии положений») рассказал его создатель Всеволод Лисовский: «В традиционном обществе власть измерялась в количестве коров, женщин, раковин, шкур, цветных камешков и активных штыков. В современном мире власть — это информация. Кто больше знает, тот и главный. Кстати, это объясняет особую роль специальных служб, которые по сути своей сборщики информации. Так вот, традиционный театр — пример архаичной властной пирамиды. И на нижней ступени этой пирамиды размещается зритель. Он знает меньше всех.

Этот спектакль — попытка преодолеть вековую несправедливость. У нас зритель знает больше, чем акторы. Называется всё это „Комедия положений“ потому , что в означенном жанре комический эффект достигается за счёт того, что зрители знают о некоем обстоятельстве, а персонажи нет. Только там всё было понарошку, а у нас всё всерьёз. Две актрисы в течение недели фиксируют все внешние и внутренние события своей жизни. А потом на сцене пытаются молча поделиться пережитым друг с другом. А зритель видит не только сам бессловесный диалог, но может прочитать, о чём идет речь, ибо тексты героинь проецируются на стену».

Комментарии
Предыдущая статья
Евгений Маленчев и артисты “Глобуса” дописали пьесу Даны Сидерос 22.10.2019
Следующая статья
“Приют комедианта” покажет в Калининграде спектакли Лапиной, Серзина, Горвиц и Хусниярова 22.10.2019
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.