С 31 октября по 3 ноября на красноярском фестивале можно будет увидеть документальные спектакли из Казани, Новосибирска и Воронежа.
Напомним, Красноярская ярмарка книжной культуры (КРЯКК) — мультижанровый культурный фестиваль, инициированный Фондом Михаила Прохорова, — в этом году пройдёт в Красноярске в XIII раз. Традиционно основная (литературная и окололитературная) часть КРЯККа дополняется представительной театральной программой, которая формируется в соответствии с темой фестиваля. Для театрального отражения «Локальных историй» — темы выставки этого года — были выбраны документальные спектакли Михаила Бычкова, Михаила Патласова, Семёна Серзина и международный проект Уты Плате.
Примечательно, что все спектакли выполнены в принципиально разных театральных жанрах и техниках, хотя все так или иначе работают с личной памятью и частными историями в рамках нарратива «большой истории» (то есть концептуально вписываются в центральный сюжет КРЯКК-2019) и являются вариациями на тему документального театра — или театра документа.
Не менее важно, что далеко отстоящие друг от друга по стилю спектакли программы в той или иной мере, бесспорно, отвечают конструктивному месседжу КРЯККа: «Локальная история… несёт в себе гуманистический потенциал, сосредотачиваясь на судьбе конкретного человека, учитывая всю её противоречивость: можно проследить, как сквозь катастрофы прорастала жизнь. Так локальная история не только фиксирует травму, но и становится способом изжить её. Возможность ответить на вопрос „кто мы“ — это способ ощутить свою свободу, свою значимость в общей картине мира».
Стартует театральная программа 31 октября, когда на сцене Красноярского театра им. А.С. Пушкина сыграют спектакль «День города» воронежского Камерного театра. Постановка Михаила Бычкова получила в 2015 году спецпремию «Золотой маски» — с формулировкой «За создание целостного актёрского ансамбля». Из всех спектаклей, которые можно будет увидеть на КРЯККе, этот вербатим о Воронеже (один из первых опытов такого рода, впоследствии ставших востребованным жанром по всей России), очевидно, ближе всего подходит к традиционному игровому театру.
Ещё два спектакля программы, «Пыль» Михаила Патласова и «Свидетели» Семёна Серзина, из Красноярска поедут в Москву — оба участвуют в Первом фестивале-мастерской имени Дмитрия Брусникина «BRUSFEST», который посвящён исследованию именно документального театра. Если Михаил Патласов последовательно работает в технике документального театра, исследуя и по-разному применяя её в различных постановках, то для Семёна Серзина документальная работа — скорее, исключение из правила. «Пыль» новосибирского «Старого дома» — вербатим о жителях мегаполиса (в этом смысле напоминающий «День города»), однако частью этого сложносочинённого проекта становится искусственный интеллект, задающий принципиально иной взгляд на проблему. «Свидетели» казанской творческой лаборатории «Угол» — спектакль не только документальный, но и иммерсивный: на месте актёров тут оказываются сами зрители, которым предстоит непосредственное взаимодействие с текстами 1930-х годов — письмами из лагерей и доносами, расстрельными списками и приговорами. Театр в «Свидетелях» складывается, в частности, из непосредственного восприятия-переживания документа «здесь и сейчас».
«Пыль» сыграют 2 ноября на сцене Красноярского ТЮЗа, «Свидетели» пройдут в Музейном центре «Площадь Мира» 2 и 3 ноября.
Наконец, финальной частью театральной программы станет спектакль немецкого режиссёра и педагога Уты Плате «1989: 30 лет спустя». Ута Плате специализируется на экспериментальных и поисковых формах театра, включая работу с подростками, как это и произошло в случае с «1989…»: «Шесть польских, шесть русских и шесть немецких подростков отправились по маршруту Варшава — Москва — Берлин, чтобы вместе провести интервью с родителями, очевидцами и участниками событий 1989 года в России, Польше и Германии», — говорится в описании спектакля на сайте КРЯККа. — «2019 год — это 30-летие переломных событий в европейской истории: падение Берлинской стены в Германии, начало „Третьей польской республики“ в Польше, первые свободные выборы в России, которые привели к развалу советской империи. Что пережили родители, когда они были ровесниками своих детей? Какие истории рассказывают о потрясениях и крахах тридцатилетней давности? Как политические события повлияли на их судьбы? Желая того или нет, [сегодняшние] молодые люди являются носителями прошлого, одновременно они находятся в поиске своего собственного пути. Они могут по-разному относиться к событиям тридцатилетней давности, но не учитывать их они не могут».
Увидеть международный спектакль спектакль-исследование можно будет 3 ноября в Доме актёра.
Кроме того, в театральную программу КРЯККа вошло выступление Юлии Лежневой (1 ноября на сцене Красноярской филармонии) — оперной певицы, которую характеризуют как одну из лучших исполнительниц оперы барокко.