Муромцев ставит «исследование творчества» по Вагинову

Промофото спектакля «Козлиная песнь» © пресс-служба КТМ

30 и 31 марта в петербургском Камерном театре Малыщицкого пройдёт премьера спектакля Романа Муромцева «Козлиная песнь» по одноимённому роману Константина Вагинова.

«Козлиная песнь» — один из важнейших отечественных текстов 1920-х годов и самое известное сочинение поэта и писателя Константина Вагинова (Вагенгейма). Работу над своим первым романом Вагинов начал ещё в 1926 году, впоследствии было создано несколько редакций, последняя из которых была завершена в 1929-м. Современниками автора модернистская «Козлиная песнь», воспринятая как сатира или даже карикатура (друзья поэта узнали себя в героях романа), была оценена не слишком высоко, хотя и бурно обсуждалась. Речь в книге идёт о крахе последнего поколения дореволюционной петербургской интеллигенции и конце эпохи. При этом «Козлиная песнь» — сложно устроенный текст со множеством отступлений, сдвигов во времени, параллельных сюжетных линий и размытым сюжетом. Ключевой становится тема творчества (на которой делают акцент и авторы премьеры в Театре Малыщицкого) и значения культуры в варварские времена.

«Когда я в первый раз когда-то давно прочитал эту книгу, мне очень понравилась сама фигура Вагинова, — рассказывает о материале Роман Муромцев. — Он достаточно рано умер, написал четыре романа, был таким странным человеком — я бы даже сказал, существом. Его герои, соответственно, поэты и художники, которые по-особенному чувствуют время, как-то болезненно воспринимают его, пропускают через творчество. Сам Вагинов в „Козлиной песни“ рассыпается на множество персонажей — в Косте Ротикове, в Неизвестном поэте, в Тептёлкине можно найти Вагинова. Все они немного нелепые, не приспособленные к жизни и оттого интересные. И они все романтики, они все юные. В начале романа кажется, что возможно вот этим задором поэтическим, эллинистическим всё размести, всё расставить по своим местам, но накатывает жизнь, время. Тут и эпоха, и то, что они взрослее становятся, в себе сомневаться начинают — в ком-то совсем умирает поэт, в ком-то остаётся. Как сохранить творчество, поэзию до конца? И нужно ли это делать?».

Для премьеры Роман Муромцев выбрал жанр трагикомедии. Он сочетает абсурдистское, почти масочное существование актёров с тонкой игрой смыслов и текста. «„Козлиная песнь“ — исследование творчества, — говорит он. — Это произведение про творчество, про муки творчества, и поэтому это интересно. Как описать меняющуюся эпоху, как найти слова, созвучные времени, смыслы… как остаться, чтобы тебя не съело время».

В постановке заняты Светлана Грунина, Алексей Кормилкин, Владислав Мезенин и Александр Худяков. Художник спектакля — Екатерина Гофман.

Комментарии
Предыдущая статья
Новый спектакль Бычкова будут играть в Воронеже и Москве 25.03.2024
Следующая статья
В «Тоске» Пермской оперы «процитируют архитектуру» Замка Святого Ангела 25.03.2024
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.